Ашкеназы, количество которых ныне составляет где-то 10 миллионов, составляют большинство мирового еврейства. Судя по всему, эта часть еврейского народа образовалась от римских рабов, которые были поселены на границе с Германией в 1-3-х столетиях. Современная наука с точностью установила, что все ашкеназы, все 10 миллионов, являются потомками всего 350-ти человек.
В средние века эти люди оказались в центре немецких земель, откуда позже разбрелись по всей Западной Европе. Но каждая из католических стран приняла решение об их изгнании после крестовых походов. Наконец, в середине 14-о века евреев решили приютить в Польше, которая была разорена после татарских набегов.
После того, как между Польским королевством и Великим княжеством литовским, включавшим земли Украины, Беларуси и западной России, был заключен династический союз, а в перспективе возникла мощная держава Речь Посполитая, евреи освоили новые территории.
Когда при Богдане Хмельницком Московское царство завоевало часть Украины с Киевом, детей Сиона изгнали оттуда. Но после того, как в 18-м столетии в результате трех разделов Польши под скипетром московских царей оказалась большая часть мирового еврейства, решать вопрос нужно было более тонко.
Сначала у Екатерины II не было каких-то особых планов насчет вновь приобретенных евреев. Поскольку ранее в государстве такой категории населения не было, первое время лица иудейского вероисповедания сохранили все права, которые у них были при прежней власти. Т.е. могли свободно заниматься торговлей, менять место жительства, покупать землю и тому подобное.
Но в результате жалобы московских купцов на конкуренцию со стороны евреев, государыней императрицей был издан указ, согласно которому лица иудейского вероисповедания были прикреплены к западным губерниям страны, единственному месту, где им разрешалось проживать и торговать. Для того времени запрет не был экстраординарным, ведь все группы населения Российской империи были в той или иной степени не имели возможности выбирать место жительства.
Впоследствии, при Николае I , эти положения были расширены и углублены – евреям воспрещалось проживать в ряде крупных городов, а если еврей приезжал туда для торговли, ему следовало покинуть это место до определенного времени суток. По одной из версий, именно об этом написана знаменитая песня «Семь сорок» – люди, которые работали, но не жили в Одессе, должны были приезжать в город и покидать его в строго определенное время.
Итак, почему же евреи так не любили черту оседлости?
Главная причина была одна. Пусть Россия являлась не очень дружественной евреям страной, все же, она принесла мир и стабильность. Благодаря сильной власти евреи впервые в своей истории почувствовали себя в относительной безопасности. Эпоха казацких погромов полностью ушла в прошлое.
Это привело к стремительному росту населения – в 19-м столетии численность евреев увеличилась в несколько раз. В иных местах рост составил 500 %. На пике в Российской империи проживало около 5 миллионов евреев: под два миллиона на Украине, по миллиону в Беларуси и Прибалтике, полмиллиона в польских губерниях, остальные были рассредоточены по всей стране.
Представьте себе: в 1830-м году царь Николай издает указ: всем евреям Могилевщины жить только в следующих местечках: Климовичах, Мстиславле, Рогачеве, Горках и т.д. Указ действует до конца столетия, только в 1890-м году в каждом из этих городков проживает не по тысяче евреев, как раньше, а по 10 тысяч. При этом, земли не стало больше, дома не стали выше, работу найти еще более сложно. На сильно увеличившееся население экономических благ уже не хватало. Власти это знали, но все же сами способствовали еврейской бедности. Все проводимые реформы являлись лишь полумерами.
Целые толпы евреев были вынуждены бросаться в города и браться за любую работу просто чтобы прокормить себя. Люди покупали и продавали что угодно по той причине, что им банально нужно было что-то есть. Самые неугомонные вовлекались в теневую экономику и способствовали росту прecтyпнocти, другие стали сторонниками социалистических партий. Еврейское общество было возбуждено и искренне хотело перемен.
Это замечали и соседние народы, которые видели, что у евреев что-то происходит и начали выплескивать на них свое недовольство общей политикой государства. Все закончилось миграцией большинства евреев на запад и революцией в России.