Показуха (рийа) - порицаемое качество и одно из качеств лицемеров. Всевышний Аллах сказал: «Когда они встают на молитву, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» (ан-Ниса 142).
Показуха (рийа) рассматривается с двух сторон:
Первая сторона: эта та сторона, в которой рассматривается положение (хукм) показухи с точки зрения шариата.
Мы говорим: Показуха считается (в исламе) малым многобожием (малым ширком), то есть - когда человек в своем поклонении устремляется к чему-то другому помимо Аллаха, также показуха может достичь большого ширка. Ибн Аль-Каийм, приводя пример относительно малого многобожия, сказал: «…, например, малая показуха (рийа)». Его слова указывают на то, что если показуха будет совершаться многократно, то она может перерасти в большое многобожие (большой ширк).
Вторая сторона: это та сторона, в которой рассматривается положение показухи (рийа) с точки зрения поклонения, то есть когда показуха (рийа) смешивается с поклонением. Такая ситуация возникает в трех случая:
Первое: это показуха (рийа), которая изначально побуждает человека совершить поклонение для показухи перед людьми. Например, как тот человек, который встает совершать молитву для показухи перед людьми, не желая Лика Аллаха. Это считается многобожием (ширком), и поклонение в этом случае недействительно .
Второе: это показуха, которая появилась у человека во время совершения поклонения ради Аллаха. Если это поклонение отделимо, то показуха делает недействительным лишь ту часть, в которой она проявилась. Например, у человека есть сто динаров, которые он приготовил для милостыни (садака), затем пятьдесят из них потратил ради Аллаха, а оставшиеся пятьдесят он расходовал с показухой. В этом случае милостыня, которая была потрачена ради Аллаха, засчитывается и принимается, а другая часть, которая была потрачена для показухи, недействительна (так как последняя отделена от первой и они не связаны друг с другом ).
Но если это поклонение едино, неразделимо, то оно бывает двух видов:
А - если мусульманин начал бороться с этой показухой, желая избавиться от нее после того, как она явилась к нему, то эта показуха не повлияет на его поклонение, исходя из слов Пророка (ﷺ): "Поистине, Всевышний Аллах простил моей общине то, к чему призывают их души, пока они они не скажут или не сделают этого" (аль-Бухари 4/222 и Муслим 1/116).
Например, человек совершает два рака’ата молитвы ради Аллаха, потом на втором рака’ате он чувствует, что показуха проникает в него2 , затем он начинает бороться с ней, чтобы избавиться от нее 4, в этом случае показуха не повредит ему и не повлияет на его молитву.
Б - если человек смирился с показухой и не стал бороться с ней, то его поклонение полностью становится недействительным, поскольку это поклонение неотделимо. Например, человек совершает два рака’ата молитвы ради Аллаха, потом на втором рака’ате показуха проникает в него, потому что он чувствует, что на него смотрит некий мужчина, затем он довольствуется этим и устремляется к этому. В этом положении показуха полностью делает недействительным его молитву, поскольку молитва – неотделимое поклонение.
Третье: когда показуха приходит к человеку после завершения поклонения, то она нисколько не повлияет на само поклонение, если только после этого не последуют попреки и оскорбления по причине расходования милостыни…. исходя из слов Всевышнего Аллаха: "О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями" (аль-Бакара 264).
Также не является показухой, если человек радуется, что люди узнали о его поклонении, поскольку она появилась после завершения поклонения (и благодеяния).
Также не является показухой, если человек радуется в душе, что совершил поклонение. Более того, это радость является признаком его веры (имана), так как Пророк (ﷺ) сказал: "Тот, кого радуют его благие деяния и огорчают его прегрешения, является верующим" (Имам Ахмад 1/18-26, и ат-Тирмизи 6/333).
Об этом также спросили Пророка (ﷺ), на что он ответил: "Это преждевременная радостная весть верующему" (Муслим 4/ 2034) » (См.: «аль-Коулюль-муфид» стр.426).
И в заключении воздаю хвалу Аллаху, Господу миров!