Найти тему
При свете абажура

Фильмы Тарантино под другим углом зрения

Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики!

Думаю, вы согласитесь, что Тарантино - это величина в мире кинематографа, уникальное явление, икона стиля в полном смысле это слова. Его фильмы невозможно перепутать с другими, а каждый из них по отдельности это, без преувеличения, если не событие в киномире, то, по крайней мере, объект пристального внимания. Сняться в его картинах звезды Голливуда считают за честь. Даже эпизодическое участие малоизвестного актера хотя бы в одной из них уже гарантирует получение знака высшей пробы и открывает перед актером двери многих киностудий. Маститому же актеру съемки в фильмах Тарантино способны добавить неожиданное амплуа в портфолио и запустить такой же неожиданный виток в кинокарьере.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что после выхода на экраны его очередной картины кинокритики и киноманы сразу же приступают к ее всестороннему анализу с таким же рвением, с каким любознательный малыш ломает машинку, чтобы изучить ее внутренности. Как правило, подобные изыскания никогда не проходят впустую. Любое творение Тарантино буквально нашпиговано всевозможными пасхалками, отсылками и перекрестными ссылками. Причем, его фильмы можно изучать бесконечно, и каждый раз находить что-то новое и удивительное.

Мне бы не хотелось идти проторенной дорогой, проводить скучные аналитические разборы и пересказывать то, что уже найдено и озвучено сотни раз. Вместо этого я предлагаю взглянуть на фильмы Тарантино немного под другим углом, поговорить о тех вещах, которые присутствуют во всех лентах Тарантино и на которые обычно не обращаешь внимание.

Речь, как ни странно, о напитках. Если вы заметили, они присутствуют в каждом фильме Тарантино и либо выступают в качестве "лирического" отступления, либо служат украшением общего повествования, инструментом, а иногда ключевой деталью. Можно сказать, напитки выступают в роли эдаких безмолвных действующих лиц.

Сцены с их участием создают настроение мизансцены, фон для беседы, развязывают язык, раскрепощают героя, дают дополнительные штрихи к его портрету, показывая, какие напитки он предпочитает, как пьет, просит ли повторить или отказывается, и как именно он это делает.

Но самое главное - употребление напитков никогда не происходит вскользь, мимоходом, где-то на заднем плане. Скорее, наоборот - это всегда неспешный процесс, сами герои пьют со смаком и явно получают удовольствие как от напитка, так и от самого процесса. Можно сказать, что напитки в фильмах Тарантино - это и "смазка" для беседы и штрихи к портрету.

Давайте рассмотрим на конкретных примерах:

  • "Четыре Комнаты": Шампанское "Cristal" от Louis Roederer подчеркивает принадлежность Честера Раша к миру богемы, дают дополнительную характеристику, подчеркивают разницу между ним и портье Тедом.
Кадр из фильма "Четыре Комнаты"
Кадр из фильма "Четыре Комнаты"
  • "Джеки Браун": Здесь выбор коктейля "отвертка" главным злодеем фильма неслучаен. Из-за запрета спиртного в мусульманских странах его подпольно разбавляли в апельсиновом соке. Таким образом, нелегальное происхождение напитка вполне логично перекликается с нелегальной деятельностью злодея - торговлей оружием.
Кадр из фильма "Джеки Браун"
Кадр из фильма "Джеки Браун"
  • "Криминальное Чтиво": Мия заказывает молочный коктейль и, разрешая Винсенту отпить, показывает степень доверительных отношений.
Кадр из фильма "Криминальное Чтиво"
Кадр из фильма "Криминальное Чтиво"
  • "Убить Билла": Беатрикс Кидо и Вернита Грин берут вынужденный тайм-аут и заключают временное перемирие. В качестве "примирителя" выступает кофе. Символично то, что Вернита Грин, сама предложившая Беатрикс честную дуэль на ножах, коварно пыталась ее застрелить во время распития примирительного кофе, за что расплачивается жизнью.
Кадр из фильма "Убить Билла"
Кадр из фильма "Убить Билла"
  • "Убить Билла 2": сцена встречи Бада и Елли Драйвер в фургончике. В отношениях между героями нет теплоты, но также нет и заметного напряжения. Обратите внимание, как неспешно и смачно Бад готовит коктейль для себя и своей коллеги по цеху. Причем, разливает он коктейль в посуду, совершенно для этого непредназначенную. Его самого это нисколько не смущает, ведь он настроен вполне дружелюбно, а потому сам же становится жертвой своей доверчивости.
Кадр из фильма "Убить Билла 2"
Кадр из фильма "Убить Билла 2"
  • "Бесславные Ублюдки": Ланда буквально навязывает Шошанне молоко, тем самым намекая на то, что он ее вычислил (ее саму, ее национальность и то, что она с семьей пряталась на молочной ферме).
Кадр из фильма "Бесславные Ублюдки"
Кадр из фильма "Бесславные Ублюдки"
  • "Джанго Освобожденный": доктор Кинг Шульц со знанием дела и, как говорится, "с чувством, с толком, с расстановкой" наполняет бокалы пивом и снимает пену, хотя незадолго перед этим завалил человека, и прекрасно осознает, что в скором времени предстанет перед разъяренными служителями закона.
Кадр из фильма "Джанго Освобожденный"
Кадр из фильма "Джанго Освобожденный"
  • "Омерзительная Восьмерка": кофе, который сначала согревает замерзших путников и даже дает некоторый умиротворяющий эффект, впоследствии оказывает умерщвляющее воздействие, то есть, служит непосредственным инструментом злодейства.
Кадр из фильма "Омерзительная Восьмерка"
Кадр из фильма "Омерзительная Восьмерка"
  • "Однажды в Голливуде": Я не знаток коктейлей, но что-то мне подсказывает, что их выбор главными героями просто обязан дать о них дополнительную характеристику. Скажем, коктейль, который пьет Клифф Бут, более дешевый, чем тот, который заказал Рик Далтон, что подчеркивает разницу в гонорарах актеров и каскадеров. Ну и коньяк (наверняка выдержанный), который пьет Аль Пачино, подчеркивает солидный возраст и профессиональный опыт персонажа.
Кадр из фильма "Однажды в Голливуде"
Кадр из фильма "Однажды в Голливуде"

Напряжение
Кстати, насчет напряжения в картинах Тарантино. Это еще одна их отличительная особенность, отмеченная поклонниками режиссера и очевидная для профессионалов, но совершенно неочевидная для любителей вроде меня.

Речь о том, почему поединки в фильмах Тарантино не выглядят обыденно, не смотрятся бессмысленным "мочиловом", а наоборот, могут составить конкуренцию высококачественным боевикам. Да, в фильмах Тарантино много насилия и кровь натурально льется галлонами. Но за каждой сценой убийства стоит предыстория, некая причина, не оправдывающая жестокость, а обосновывающая именно такое завершение конфликта. Тарантино любит свою профессию, но не меньше любит он и своего зрителя, а потому логически подводит его к финальной схватке таким образом, чтобы она выглядела не бесцельной резней, а обуславливалась сюжетной необходимостью.

Как мне кажется, максимально убедительной получилась финальная сцена в фильме "Убить Билла 2". Беатрикс Кидо долго шла к этой встрече, готовилась к ней и морально и физически, настраивалась на очень непростую схватку, но, увидев дочь, о существовании которой даже не догадывалась, оказалась деморализована.

Кадр из фильма "Убить Билла 2"
Кадр из фильма "Убить Билла 2"

Чувствуется, что оба героя готовы к финальной битве и жаждут скрестить катаны, их нервы - натянутая тетива. Неожиданное присутствие дочери, стремление уберечь ее и не ударить лицом в грязь, и при этом необходимость уничтожить заклятого врага создают максимальное напряжение, которое еще более усиливается за дверями спальни. К чести Билла стоит сказать, что тот не стал злоупотреблять ни моральным перевесом, ни присутствием дочери. Он дал возможность Беатрикс отойти от шока и спокойно дождался, пока та выйдет из спальни, чтобы сразиться с ней в честном бою. Оба героя достойны друг друга, ни один из них не уступает другому ни в мастерстве, ни в благородстве, поэтому их финальная схватка, триумф одного и гибель другого смотрятся логично и последовательно, воспринимаются с предысторией единым целым. Вот почему, на мой взгляд, эта сцена - просто образец мастерства.

Кадр из фильма "Убить Билла 2"
Кадр из фильма "Убить Билла 2"
  • Свое мнение о прочитанном вы можете оставить в виде лайка/дизлайка или комментария. А чтобы не пропустить новые статьи, вы можете подписаться на мой канал.