Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики!
Думаю, вы согласитесь, что Тарантино - это величина в мире кинематографа, уникальное явление, икона стиля в полном смысле это слова. Его фильмы невозможно перепутать с другими, а каждый из них по отдельности это, без преувеличения, если не событие в киномире, то, по крайней мере, объект пристального внимания. Сняться в его картинах звезды Голливуда считают за честь. Даже эпизодическое участие малоизвестного актера хотя бы в одной из них уже гарантирует получение знака высшей пробы и открывает перед актером двери многих киностудий. Маститому же актеру съемки в фильмах Тарантино способны добавить неожиданное амплуа в портфолио и запустить такой же неожиданный виток в кинокарьере.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что после выхода на экраны его очередной картины кинокритики и киноманы сразу же приступают к ее всестороннему анализу с таким же рвением, с каким любознательный малыш ломает машинку, чтобы изучить ее внутренности. Как правило, подобные изыскания никогда не проходят впустую. Любое творение Тарантино буквально нашпиговано всевозможными пасхалками, отсылками и перекрестными ссылками. Причем, его фильмы можно изучать бесконечно, и каждый раз находить что-то новое и удивительное.
Мне бы не хотелось идти проторенной дорогой, проводить скучные аналитические разборы и пересказывать то, что уже найдено и озвучено сотни раз. Вместо этого я предлагаю взглянуть на фильмы Тарантино немного под другим углом, поговорить о тех вещах, которые присутствуют во всех лентах Тарантино и на которые обычно не обращаешь внимание.
Речь, как ни странно, о напитках. Если вы заметили, они присутствуют в каждом фильме Тарантино и либо выступают в качестве "лирического" отступления, либо служат украшением общего повествования, инструментом, а иногда ключевой деталью. Можно сказать, напитки выступают в роли эдаких безмолвных действующих лиц.
Сцены с их участием создают настроение мизансцены, фон для беседы, развязывают язык, раскрепощают героя, дают дополнительные штрихи к его портрету, показывая, какие напитки он предпочитает, как пьет, просит ли повторить или отказывается, и как именно он это делает.
Но самое главное - употребление напитков никогда не происходит вскользь, мимоходом, где-то на заднем плане. Скорее, наоборот - это всегда неспешный процесс, сами герои пьют со смаком и явно получают удовольствие как от напитка, так и от самого процесса. Можно сказать, что напитки в фильмах Тарантино - это и "смазка" для беседы и штрихи к портрету.
Давайте рассмотрим на конкретных примерах:
- "Четыре Комнаты": Шампанское "Cristal" от Louis Roederer подчеркивает принадлежность Честера Раша к миру богемы, дают дополнительную характеристику, подчеркивают разницу между ним и портье Тедом.
- "Джеки Браун": Здесь выбор коктейля "отвертка" главным злодеем фильма неслучаен. Из-за запрета спиртного в мусульманских странах его подпольно разбавляли в апельсиновом соке. Таким образом, нелегальное происхождение напитка вполне логично перекликается с нелегальной деятельностью злодея - торговлей оружием.
- "Криминальное Чтиво": Мия заказывает молочный коктейль и, разрешая Винсенту отпить, показывает степень доверительных отношений.
- "Убить Билла": Беатрикс Кидо и Вернита Грин берут вынужденный тайм-аут и заключают временное перемирие. В качестве "примирителя" выступает кофе. Символично то, что Вернита Грин, сама предложившая Беатрикс честную дуэль на ножах, коварно пыталась ее застрелить во время распития примирительного кофе, за что расплачивается жизнью.
- "Убить Билла 2": сцена встречи Бада и Елли Драйвер в фургончике. В отношениях между героями нет теплоты, но также нет и заметного напряжения. Обратите внимание, как неспешно и смачно Бад готовит коктейль для себя и своей коллеги по цеху. Причем, разливает он коктейль в посуду, совершенно для этого непредназначенную. Его самого это нисколько не смущает, ведь он настроен вполне дружелюбно, а потому сам же становится жертвой своей доверчивости.
- "Бесславные Ублюдки": Ланда буквально навязывает Шошанне молоко, тем самым намекая на то, что он ее вычислил (ее саму, ее национальность и то, что она с семьей пряталась на молочной ферме).
- "Джанго Освобожденный": доктор Кинг Шульц со знанием дела и, как говорится, "с чувством, с толком, с расстановкой" наполняет бокалы пивом и снимает пену, хотя незадолго перед этим завалил человека, и прекрасно осознает, что в скором времени предстанет перед разъяренными служителями закона.
- "Омерзительная Восьмерка": кофе, который сначала согревает замерзших путников и даже дает некоторый умиротворяющий эффект, впоследствии оказывает умерщвляющее воздействие, то есть, служит непосредственным инструментом злодейства.
- "Однажды в Голливуде": Я не знаток коктейлей, но что-то мне подсказывает, что их выбор главными героями просто обязан дать о них дополнительную характеристику. Скажем, коктейль, который пьет Клифф Бут, более дешевый, чем тот, который заказал Рик Далтон, что подчеркивает разницу в гонорарах актеров и каскадеров. Ну и коньяк (наверняка выдержанный), который пьет Аль Пачино, подчеркивает солидный возраст и профессиональный опыт персонажа.
Напряжение
Кстати, насчет напряжения в картинах Тарантино. Это еще одна их отличительная особенность, отмеченная поклонниками режиссера и очевидная для профессионалов, но совершенно неочевидная для любителей вроде меня.
Речь о том, почему поединки в фильмах Тарантино не выглядят обыденно, не смотрятся бессмысленным "мочиловом", а наоборот, могут составить конкуренцию высококачественным боевикам. Да, в фильмах Тарантино много насилия и кровь натурально льется галлонами. Но за каждой сценой убийства стоит предыстория, некая причина, не оправдывающая жестокость, а обосновывающая именно такое завершение конфликта. Тарантино любит свою профессию, но не меньше любит он и своего зрителя, а потому логически подводит его к финальной схватке таким образом, чтобы она выглядела не бесцельной резней, а обуславливалась сюжетной необходимостью.
Как мне кажется, максимально убедительной получилась финальная сцена в фильме "Убить Билла 2". Беатрикс Кидо долго шла к этой встрече, готовилась к ней и морально и физически, настраивалась на очень непростую схватку, но, увидев дочь, о существовании которой даже не догадывалась, оказалась деморализована.
Чувствуется, что оба героя готовы к финальной битве и жаждут скрестить катаны, их нервы - натянутая тетива. Неожиданное присутствие дочери, стремление уберечь ее и не ударить лицом в грязь, и при этом необходимость уничтожить заклятого врага создают максимальное напряжение, которое еще более усиливается за дверями спальни. К чести Билла стоит сказать, что тот не стал злоупотреблять ни моральным перевесом, ни присутствием дочери. Он дал возможность Беатрикс отойти от шока и спокойно дождался, пока та выйдет из спальни, чтобы сразиться с ней в честном бою. Оба героя достойны друг друга, ни один из них не уступает другому ни в мастерстве, ни в благородстве, поэтому их финальная схватка, триумф одного и гибель другого смотрятся логично и последовательно, воспринимаются с предысторией единым целым. Вот почему, на мой взгляд, эта сцена - просто образец мастерства.
- Свое мнение о прочитанном вы можете оставить в виде лайка/дизлайка или комментария. А чтобы не пропустить новые статьи, вы можете подписаться на мой канал.