Алексей Навальный и его соратники регулярно заявляют, что ФБК и штабы Навального работают исключительно за счет пожертвований обычных граждан. При этом Навальный был неоднократно уличен в недобросовестной растрате пожертвований и махинациях с этими средствами.
Так, весной 2020 года счета ФБК были заблокированы – в финансовом отчете ФБК указано об аресте 55,5 млн рублей. Однако, если посчитать разницу доходов и расходов ФБК за все годы его существования, неизрасходованный остаток должен был составить около 46,2 млн рублей. Получается, что ФБК умышленно скрыл от своих сторонников и жертвователей получение примерно 9,3 млн рублей.
Кроме того, сотрудники ФБК неоднократно скрывали от жертвователей часть биткоин-пожертвований. Так, 10 июня 2020 года Леонид Волков опубликовал финансовый отчет региональных штабов Алексея Навального, согласно которому, за 2019 год на биткоин-кошелек блогера поступило 9,7 млн рублей.
В действительности же за отчетный период на биткоин-кошелек региональных штабов Навального было переведено в несколько раз больше денежных средств. При анализе только крупных списаний (больше 0,5 BTC ) было установлено, что за 2019 год штабы получили 108,66 BTC , что эквивалентно 44,2 млн рублей. Однако в отчете ФБК в Минюст биткоины учтены не были.
В июне 2019 года руководитель штабов Леонид Волков анонсировал проект московского штаба Навального – «Центр сбора подписей». Целью проекта являлась организация сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов в Мосгордуму, поддержанных Навальным. При этом Центр предлагал сэкономить часть средств для кандидатов, ведь сбор подписей обычным способом обходится примерно в 200-300 рублей за штуку.
Финансирование Центра сбора подписей, как и всей деятельности штабов, осуществлялось в том числе с помощью анонимного биткоин-кошелька.
Согласно отчету , в 2019 году на организацию Центра сбора подписей было потрачено 3,8 млн рублей.
При этом во время фандрайзинговой кампании на организацию Центра сбора подписей в течение одной недели июня 2019 года с указанного выше биткоин-кошелька было выведено 12,7 млн рублей (примерно 20,5 биткоинов).
А в отчете штаба Навального говорилось, что с 9 июня по 4 июля для 35 кандидатов собрали 9 тысяч подписей.
Соответственно, во время организации «Центра сбора подписей» пропало около 9 млн рублей биткоин-пожертвований: 3,8 млн рублей в отчетности против 12,7 млн в действительности поступивших пожертвований. Кроме того, цена каждой подписи была значительно завышена: Волков заявлял о стоимости в 200-300 рублей за подпись, однако в итоге каждая подпись обошлась примерно в 420 рублей (3,8 млн рублей/9 тыс. подписей). Помимо этого, в финансовом отчете штабов Навального существенно занижена сумма пожертвований на биткоин-кошелек: только за одну неделю июня на кошелек поступило 12,7 млн рублей, а в отчете за весь год значатся пожертвования на 9,7 млн рублей.
В результате финансовых махинаций из пожертвований сторонников на «кампанию» «Навальный 20!8» было украдено около 48 млн рублей.
Так, Леонид Волков заявил, что в течение мая-декабря 2017 года штабом было потрачено в общей сложности 212,7 млн рублей. При этом Минюст РФ сообщил лишь о 164,5 млн рублей, которые были фактически израсходованы в рамках «кампании».
Схема финансирования предполагала перевод пожертвований на личные счета Волкова, а уже с его счетов средства переводились фонду «Пятое время года», который официально использовался командой Навального для финансирования «предвыборной кампании».
Фонд «Пятое время» начал использоваться с мая 2017 года, а к 31 декабря 2017 года фондом на «кампанию» уже было израсходовано 212,7 млн рублей. Таким образом, разница между официально заявленными и фактическими тратами составила более 48 млн рублей – мошенническим путем из кампании «пропал» каждый пятый рубль.
И это лишь малая часть всех мошеннических схем команды Навального по сокрытию средств, которые собираются на «борьбу с коррупцией». Зато становится понятно, откуда у Навального и его соратников появились средства на покупку дорогостоящей недвижимости за рубежом и в России, роскошные путешествия и другие радости жизни.