Всем добра! С вами и навсегда Влад Льенский - поэт, преводчик и баснописец, рифьюзник ( отказник от членства) в писательских союзах двух стран.
Сегодня поговорим о полном бездонных смыслов стихотворении Пушкина "Памятник". Оно известно всем со школы, а кто -то, вероятно, знает его наизусть. Как же!
Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
К нему не зарастёт народная тропа...
А.С. Пушкин
И сейчас мы увидим то, чего вам в школе не показали в этом, казалось бы вдоль и поперёк изученном стихотворении. Что бы заметить незавершённость стихотворения, нужно быть поэтом. И поэтом, хотя бы примерно, такого же уровня, как и автор.
( Не стану утверждать, что как раз и нахожусь на уровне Александра Сергеевича. Но, друзья! Почему до этой статьи никто не замечал очевидного?)
Сначала обратим внимание, что Пушкину в теме предшествовал Гавриил Петрович Державин с таким же стихотворением и теми же постулатами.
Вещь Державина увидела свет в 1795 году. Прославляется поэзия и уникальное предназначение поэта. Произведение с величавым ритмом оды и патетическими выражениями.
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру; но часть меня...
Г. П. Державин
Вынуждено сократил цитату. Платформа не любит древностей. Всё новое подавай! Не будем ломиться в чужой монастырь со своим уставом. Из приведённого отрывка ясно, что Пушкин следовал в своём стихотворении за своим учителем и кумиром. В то время плагиат имел несколько другое значение. Обвинить Пушкина в этом мы не можем. Тем более, что некоторое заимствование переработано творчески, а такое и в наше время считается оригинальным произведением.
А стихотворение Державина было умышленно забыто советской властью ещё и по причине большого монархического уклона автора. Не то Пушкин - вольнодумец и возможный виновник провала декабристов, сексот жизнелюб! Кстати пришлась и бОльшая языковая близость Пушкина к современному нам языку.
Так и Державин не был оригинален и взял тему аж у Горация! В своём "Памятнике" Гораций увлечён идеей художника - творца. Стихотворению Горация около двух тысяч лет.
Литераторы упоминают тему великолепия творца и творчества после Горация ещё неоднократно. Ему подражал Овидий.
К лирике Горация во Франции тяготеют поэты Ронсар и Дю Белле, в Англии в XVIII в. — Бен Джонсон. Переводил Горация Антиох Кантемир. «Памятнику» Горация подражал М.В. Ломоносов.
Это замечательно! Мы видим, что Пушкин уходит корнями вглубь веков, подобно крепкому древу. И это нормально! Ибо без корней дерево гибнет, а без опоры на предшественников, без знания из творчества поэт слаб и мелок...
Традиционно считается, что Пушкин в своём "Памятнике" дал поэтическое завещание последующим за ним поэтам, подведя некую черту под собственным творчеством.
И тут мы спросим интернет - Что за завещание? Конкретнее можно узнать?
Завещание в обычном, бытовом понимании - это некое наследие, которое может принести пользу наследникам. Если речь идёт о поэзии - то речь, скорее всего, идёт о неких поэтических ценностях. О стихах, да?
И что на эту тему говорят сами поэты? А ничего конкретного! Просмотрев множество трактовок, в основном перепевающих одна другую, посмею кратко резюмировать мнение пишущих - пишите больше, пишите лучше! Знакомо, правда? Так отвечают и в службе поддержки платформы Дзен на просьбы разъяснить требования алгоритма и о методике отбора статей для показа.
До того как мы перейдём к рассмотрению скрытых смыслов Пушкина, я расскажу вам, почему знатоки - пушкинисты не дают конкретики? По двум причинам.
Первая.
Сами не знают. Общие слова не ответ.
Вторая.
А зачем им делится великими знаниями с конкурентами? Вот и увиливают. Стараются отделаться намёками и экивоками.
Но поскольку я, Влад Льенский, ни в каких союзах не состою и конкурентов не имею по определению, свободный автор - я вам скажу, в чем секрет поэтического завещания Пушкина.
Терпение!
Стихотворение, написанное в 1836 году, незадолго до трагической гибели Пушкина, разделяется на три части. В первой автор возвеличивает поэта, автора и творца. Во второй перечислены доказательные тезисы, основы величия. В третьей о свободе поэзии от критики, о поэзии, как проявлении высших сил.
План действий
Теперь посмотрим на текст, как на инструкцию начинающему автору. Такой полон неуверенности и сомнений. Стоит ли вообще браться за перо? Ведь даже Пушкин пишет на тысячелетнюю тему - а я кто такой?
Первая часть
показывает начинающему поэту, что для начала надо поставить себя условно выше всех предшественников. Уже легче! Я на вершине, я гранит, выше меня никого! Ангел Судного Дня подо мной! (Александрийский столп)
Вторая часть
основание для гордости и возвеличивания себя. Пусть даже нет к этому реальных предпосылок - но условно автор их подставляет себе под ноги, эти несуществующие плиты произведений. Так можно гораздо увереннее творить. Под ногами всё прочно. Незыблемая твердь!
Третья часть
даёт свободу творчества. Вероятная критика тлен и пыль. А как иначе? Сороконожка, которая задумалась о порядке постановки ног, не смогла сделать и шага. Так что - вперёд, поэт! Видишь? Всё получается!
И тут становится очевидным отсутствие четвёртой части. Когда произведение завершено - нужно слезть с условного пьедестала. Об этом ни звука у Пушкина. Не пишет об этом и Державин. Почему? А это и так понятно, нашедшему тайный смысл в первых трёх частях. Ну - не ходить же в обыденности надутому гордецу, сочащемуся презрением ко всем и всякому? Такое состояние помогает только в работе над стихами. да и то - начинающему.
Пушкин не был бы Пушкиным, если бы разжевал метод до состояния манной каши.
Думай, соображай! Ты же поэт? Значит, способен думать! И думать неординарно, оригинально и особенным образом!
Четвёртая часть
Четвёртая часть подразумевается. Сотворил? Слазь! Это и есть секрет завещания великого мастера! Смысл блистает за пределами произведения. Гениально!
Бонус