Найти тему

На границе Московской и Горьковской железных дорог: экскурс в историю участка Черусти-Вековка.

Маршрутник ЭД4М Черусти-Вековка. Осень 2019.
Маршрутник ЭД4М Черусти-Вековка. Осень 2019.

Продолжаем истории востока Подмосковья, а именно Казанского направления. Сегодня поговорим о линии #Черусти-Вековка, ведь судьба этого участка главного хода не менее интересна, чем судьба малодеятельных или вовсе закрытых линий, примыкающих к этой магистрали.

Стела МЖД на ст. Черусти. Лето 2020.#Черусти – последняя станция Казанского направления, расположенная на территории Московской области: еще полтора километра на восток, - и вы оказываетесь в ведомстве Муромской дистанции пути Горьковской железной дороги. О чем, собственно, информирует стела, расположенная по правую руку от путей (если следовать в сторону Вековки).
Стела МЖД на ст. Черусти. Лето 2020.#Черусти – последняя станция Казанского направления, расположенная на территории Московской области: еще полтора километра на восток, - и вы оказываетесь в ведомстве Муромской дистанции пути Горьковской железной дороги. О чем, собственно, информирует стела, расположенная по правую руку от путей (если следовать в сторону Вековки).
Стела Горьковская железная дорога. Осень 2020.
Стела Горьковская железная дорога. Осень 2020.
Начало Муромской дистанции пути. Осень 2020.
Начало Муромской дистанции пути. Осень 2020.

Название Черусти, на первый взгляд, весьма странное, однако, странного тут примерно ничего: оно происходит от тюркского (?) «чаруса» («таруса»? Версии разнятся, кстати говоря!), означающего «топь, болото». Неудивительно, учитывая количество болот вокруг. Так и представляется нецензурный вопль автора названия поселка и станции, увязшего в давние времена по самое не балуйся.

Вокзал станции Черусти и памятник при нем. Февраль 2020.
Вокзал станции Черусти и памятник при нем. Февраль 2020.

Официальный год открытия станции Черусти – 1912, в этом же году при станции начало свою работу паровозное депо, а жители пристанционного поселка, в большинстве своем, отправились работать на железную дорогу. Ну а, как я рассказывала ранее, еще до революции 1917 года было построено ответвление на пороховой завод в Рошале.

Заброшенное здание депо в Черустях. Зима 2020.
Заброшенное здание депо в Черустях. Зима 2020.

В 1960-м году на линию Люберцы-Черусти пришла великая вещь – электрификация, и Черусти стали своего рода станцией стыкования, только не родов тока: здесь меняли электровозы у пассажирских (и грузовых) поездов на паровозы. Депо еще выполняло свои функции, не ведая, что полвека спустя придет в запустение…

Смена локомотива на станции стыкования Вековка. Осень 2019
Смена локомотива на станции стыкования Вековка. Осень 2019

Переломный момент настал в 1986 году, когда электрифицировали участок от Черустей до Вековки (и сейчас он работает на постоянном токе), а станция Вековка, представлявшая доселе собой неприметный разъезд посреди дебрей сказочной тайги да болот, была отстроена и введена в эксплуатацию как полноценная станция стыкования: далее, от Вековки да на Муром, Арзамас, Нижний и т.д. идет электрификация переменным током, и подвижной состав, прекрасно ощущающий себя под «постоянкой», дальше попросту откажется ехать без ущерба для себя. Что и понятно.

Станция Вековка. Осень 2019
Станция Вековка. Осень 2019

При этом, открытие Вековки поставило крест на локомотивном депо в Черустях, остов которого грустно взирает и по сей день на мчащиеся мимо поезда всех мастей, а значение самой станции Черусти значительно приуменьшилось – вплоть до того, что часть путей сочли «лишними» и попросту разобрали…

И в дебри сказочной тайги... Неподалёку от пл. Мильцево, линия Черусти-Вековка, осень 2019.
И в дебри сказочной тайги... Неподалёку от пл. Мильцево, линия Черусти-Вековка, осень 2019.

Однако, виды в окне на лес и редкие поселки великолепны, и каждый может съездить за красивыми кадрами природы или полюбоваться на смену локомотивов на Вековке…

Другие заметки о станции Черусти у меня на канале: