Лев Николаевич, воспевавший в романах «мысль семейную», тайно от родных ушёл из дома и умер далеко от любимого имения.
Как возникло толстовство
К концу 19-го столетия взгляды Льва Толстого сильно изменились. Изначально относительно аполитичный автор, крайне аккуратно выражавший скептическое отношение к реформам Александра II в романе «Анна Каренина» через диалоги героев, в своём последнем крупном произведении «Воскресение» достаточно жёстко критиковал судебную систему России, сочувственно изображал каторжных революционеров, оправдывал марксистов-подпольщиков.
Также Толстой «прошёлся» по церкви как государственному аппарату. Писатель считал, что православие нуждается в очищении, снижении роли церкви. Это вызвало несогласие со стороны Иоанна Кронштадтского — известного священника РПЦ. В результате конфликта в феврале 1901 года Святейший правительствующий синод отлучил графа Толстого от церкви.
В последние годы Лев Николаевич жил достаточно аскетично, редко выезжал за пределы Ясной Поляны, однако его взгляды под общим названием «толстовство» получали распространение. Часть интеллигенции поддерживала Толстого в конфликте с церковью. А незадолго до своей смерти писатель решил отправиться в путешествие, чтобы прожить отведённый ему срок соответственно его убеждениям. В 3 часа ночи 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1910 года Толстой покинул Ясную Поляну.
Перед тем как покинуть Ясную Поляну, Толстой написал письмо жене. В нём было сказано: «Я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни». Так начиналось последнее паломничество графа Толстого.
Путешествие писателя
Путешествие Толстого началось со станции Щёкино. Заранее Толстой маршрут и места остановок не продумал. Доехав на поезде до станции Горбачёво, он совершил пересадку и отправился в Козельск. Оттуда Лев Николаевич на лошадях двинулся в сторону Шамордино. На ночь Толстому пришлось остаться в монастырской гостинице в Оптине. Там он разговаривал с отцом Михаилом о старцах вплоть до второй половины следующего дня. К вечеру Толстой уже приехал к Шамординскому монастырю, где была его сестра-монахиня.
Конечно же, отлучённый от церкви Толстой не мог долго оставаться в соседстве с монастырём. Толстой начал присматривать себе дом для жизни в Шамордине, но подальше от религиозной общины. Однако планы были сорваны: в Шамордине объявилась дочь писателя Александра Львовна. Она поведала отцу о состоянии Софьи Андреевны и о том, что жена знает о его местоположении. По воспоминаниям дочери, Толстой тут же сбежал из Шамордина.
Он отправился утром 31 октября с несколькими сопровождающими в Козельск. Там писатель сел в поезд № 12, который следовал в южную сторону. У Толстого по-прежнему не было конкретного плана путешествия. Посовещавшись с сопровождающими, Толстой решил отправиться в Новочеркасск, где жила Елена Денисенко — племянница Льва Николаевича. В Новочеркасске Толстой хотел добыть заграничные паспорта, чтобы уехать в Болгарию. Но по пути в город Толстой простудился, у него началось воспаление лёгких. Писатель был вынужден покинуть поезд в Астапово — ближайшем населённом пункте.
«Бог всё устроит», — говорил Толстой врачам, пытавшимся его спасти. «Я люблю много, я люблю всех…», — таковы последние осознанные слова Льва Николаевича перед уходом из жизни. 7 ноября (20 ноября по новому стилю) 1910 года в 6 утра Толстой умер в Астапово в доме начальника станции Ивана Озолина.