Найти тему
Записки левой лапкой

Зачем в школе нужна система оценок?

Зачем в школе нужна система оценок?

Я не вижу ни одной причины для её существования.

Оценить ребёнка? Похвалить его усилия? Стать наградой?

Окей, хорошо. Но это - только пятёрка.

А остальные - зачем?

Отметить его неудачу? Закрепить его в статусе неполноценного, в смысле, не полной цены, вот отличники - те да, те полно-ценные дети, а я так. Просто. Так, что ли?

Или оценки нужны для управления детьми? Для наказания?

Я тебя накажу двойкой, если не будешь выполнять мои требования?

Ха.

Знаете, как собак учат не бояться выстрелов? Стреляют над ухом снова и снова, пока собака не перестаёт вздрагивать)

Так и дети на определённом этапе научаются не бояться двоек))

Не работает это! Как и наказания в принципе не работают!

Наказанием нельзя мотивировать учиться! Знания сами по себе - награда! И дети это знают, пока не приходят в школу, где радость получения знаний подменяют оценкой.

Не ломайте мотивацию детей к развитию системой оценивания и не получите детей, которым ничего не интересно в школе и которыми невозможно управлять!

Вы преступника наказаниями никогда не исправите! Преступник остаётся преступником, просто совершает преступления, пытаясь избегать наказания.

Так и дети пытаются наказания избежать. Потому что избежать наказания - важнее, чем выполнить требования учителя.

Важнее в системе ценностей наказываемого.

Для чего ещё нужны оценки?

Ах, да! Оценить усвоение программы!

Такое, сферическое и в вакууме. Кто-то списал, кто-то просто субъективно нравится учителю, кто-то отличник и не надо ему портить репутацию, кто-то вечный хулиган и неуспешен, как ему можно поставить пять, когда все ставят три и четыре? И так далее. Оценка, на самом деле, редко оценивает действительные навыки, знания, особенности мышления и развитие мыслительных функций.

И усвоение программы она редко оценивает объективно.

Оценка не даёт представления об усилиях, потраченных ребёнком! Это не даёт представления ребёнку о реальной жизни, где знания не конечны, где усвоение и добыча знаний и фактов не останавливается никогда!

Где радость получают от собственных достижений, а не от... От поглаживания по головке каким-то старшим: какой умничка, на тебе пятёрку!

Более того, оценки отнимают у детей радость добычи знаний и навыков, подменяют собой.

Опять же, как с собаками: выполнение команды за лакомство, выполнение прикрепляется к лакомству, ассоциируется с ним, как с чем-то приятным, а потом лакомство убирают, но приятность от выполнения остаётся.

Подмена. Но собак это мотивирует положительно, а вот детей... Цель дрессировки собаки - выполнение команд.

Цель образования детей - иная. Научить добывать знания, направить их талант к развитию, включить их в общество и общественную жизнь.

Не бездумное выполнение команд, а познание мира, себя в мире, радость от освоения нового, новых навыков и знаний, радость от "я могу" и свершений.

Радость от этого "я могу" может быть украдена четвёркой - "нет, не достаточно можешь", или заменена пятёркой, как целью образования.

То есть, целью образования становится оценка, а не знания и навыки.

Амбридж помните? Из саги про мальчика, который выжил?

"... К сдаче экзамена, на что, в конечном итоге, и нацелено ваше образование"

Подмена цели. Целью становится оценка, а не знания.

Или ещё страшнее: вечные тройки, четвёрки как ярлык системы: ты - не можешь знать или уметь на достаточном уровне.

Ты - хуже тех, кто может.

И не важно, что реальные знания, реальные навыки у человека сильнее, его самооценка разрушается оценками.

А без самооценки, без адекватной оценки своих умений и возможностей... Человек пропадёт в жизни. Не достигнет того, чего мог бы достичь без переломанной оцениванием личности.

Возможно, я слишком категорична, и оценки вполне себе могут стать нетравмирующим опытом, но для этого нужно слишком многое поменять в самой школе.

Ну так, для чего же нужна система оценок в школе?

Знаете, для чего? И почему она до сих пор существует?

Потому что это удобный инструмент для тех, кому дети не важны. О тех, кто выше школы в системе общего образования.

Кому важны показатели, отчётность и все те бумажки, на которые учителя тратят столько времени, необходимого для обучения детей.

Ну и да, привычный инструмент и для самих учителей, и для общества.

Все осознают все недостатки этого инструмента, но мирятся с ними, как с неизбежным злом.

Потому что так привычнее, так удобнее...

Впрочем, система оценивания - только одна из проблем нынешней школы. Только одна из целой горы проблем, и отменить её, упразднить, убрать - нельзя, невозможно, пока не решены остальные.

Как-то вот так.