Зачем в школе нужна система оценок?
Я не вижу ни одной причины для её существования.
Оценить ребёнка? Похвалить его усилия? Стать наградой?
Окей, хорошо. Но это - только пятёрка.
А остальные - зачем?
Отметить его неудачу? Закрепить его в статусе неполноценного, в смысле, не полной цены, вот отличники - те да, те полно-ценные дети, а я так. Просто. Так, что ли?
Или оценки нужны для управления детьми? Для наказания?
Я тебя накажу двойкой, если не будешь выполнять мои требования?
Ха.
Знаете, как собак учат не бояться выстрелов? Стреляют над ухом снова и снова, пока собака не перестаёт вздрагивать)
Так и дети на определённом этапе научаются не бояться двоек))
Не работает это! Как и наказания в принципе не работают!
Наказанием нельзя мотивировать учиться! Знания сами по себе - награда! И дети это знают, пока не приходят в школу, где радость получения знаний подменяют оценкой.
Не ломайте мотивацию детей к развитию системой оценивания и не получите детей, которым ничего не интересно в школе и которыми невозможно управлять!
Вы преступника наказаниями никогда не исправите! Преступник остаётся преступником, просто совершает преступления, пытаясь избегать наказания.
Так и дети пытаются наказания избежать. Потому что избежать наказания - важнее, чем выполнить требования учителя.
Важнее в системе ценностей наказываемого.
Для чего ещё нужны оценки?
Ах, да! Оценить усвоение программы!
Такое, сферическое и в вакууме. Кто-то списал, кто-то просто субъективно нравится учителю, кто-то отличник и не надо ему портить репутацию, кто-то вечный хулиган и неуспешен, как ему можно поставить пять, когда все ставят три и четыре? И так далее. Оценка, на самом деле, редко оценивает действительные навыки, знания, особенности мышления и развитие мыслительных функций.
И усвоение программы она редко оценивает объективно.
Оценка не даёт представления об усилиях, потраченных ребёнком! Это не даёт представления ребёнку о реальной жизни, где знания не конечны, где усвоение и добыча знаний и фактов не останавливается никогда!
Где радость получают от собственных достижений, а не от... От поглаживания по головке каким-то старшим: какой умничка, на тебе пятёрку!
Более того, оценки отнимают у детей радость добычи знаний и навыков, подменяют собой.
Опять же, как с собаками: выполнение команды за лакомство, выполнение прикрепляется к лакомству, ассоциируется с ним, как с чем-то приятным, а потом лакомство убирают, но приятность от выполнения остаётся.
Подмена. Но собак это мотивирует положительно, а вот детей... Цель дрессировки собаки - выполнение команд.
Цель образования детей - иная. Научить добывать знания, направить их талант к развитию, включить их в общество и общественную жизнь.
Не бездумное выполнение команд, а познание мира, себя в мире, радость от освоения нового, новых навыков и знаний, радость от "я могу" и свершений.
Радость от этого "я могу" может быть украдена четвёркой - "нет, не достаточно можешь", или заменена пятёркой, как целью образования.
То есть, целью образования становится оценка, а не знания и навыки.
Амбридж помните? Из саги про мальчика, который выжил?
"... К сдаче экзамена, на что, в конечном итоге, и нацелено ваше образование"
Подмена цели. Целью становится оценка, а не знания.
Или ещё страшнее: вечные тройки, четвёрки как ярлык системы: ты - не можешь знать или уметь на достаточном уровне.
Ты - хуже тех, кто может.
И не важно, что реальные знания, реальные навыки у человека сильнее, его самооценка разрушается оценками.
А без самооценки, без адекватной оценки своих умений и возможностей... Человек пропадёт в жизни. Не достигнет того, чего мог бы достичь без переломанной оцениванием личности.
Возможно, я слишком категорична, и оценки вполне себе могут стать нетравмирующим опытом, но для этого нужно слишком многое поменять в самой школе.
Ну так, для чего же нужна система оценок в школе?
Знаете, для чего? И почему она до сих пор существует?
Потому что это удобный инструмент для тех, кому дети не важны. О тех, кто выше школы в системе общего образования.
Кому важны показатели, отчётность и все те бумажки, на которые учителя тратят столько времени, необходимого для обучения детей.
Ну и да, привычный инструмент и для самих учителей, и для общества.
Все осознают все недостатки этого инструмента, но мирятся с ними, как с неизбежным злом.
Потому что так привычнее, так удобнее...
Впрочем, система оценивания - только одна из проблем нынешней школы. Только одна из целой горы проблем, и отменить её, упразднить, убрать - нельзя, невозможно, пока не решены остальные.
Как-то вот так.