Что в организации первично? Процессы? Люди? Структура?
Некоторые ставят во главу угла процессы. Они говорят о том, что просто нужно дать чёткие алгоритмы, и люди их выполнят.
Другие говорят, что нужно найти правильных людей и те сами наладят процессы.
Но почему-то в первом случае система даёт сбои именно из-за человеческого фактора - сотрудники саботируют процессы, нарушают правила, устраивают внутреннюю борьбу или итальянскую забастовку.
А во-втором случае проблемы возникают из-за неразберихи, множественного дублирования функций и несогласованности инициатив. Причём чем более благими намерениями руководствуются "правильные" люди, тем серьезнее проблемы.
Поэтому, на мой взгляд, первичны структура и роли. Структура определяет направление деятельности и принципы взаимодействия в организации, а роли определяют деятельность каждого человека в конкретных ситуациях.
Особенно это важно для средних организаций. Когда приступаешь к распутыванию внутренних противоречий, то сначала выясняется, что большая часть из них порождена тем, что функции (на уровне структуры) не определены чётко. А когда появляется функциональная структура, обнаруживается, что в разные её фрагменты на разных уровнях подчиненности вписаны одни и те же фамилии.
Так, генеральный директор средней компании запросто может оказаться одновременно с этим и начальником производства, и сотрудником службы продаж. А руководитель продаж быть одновременно и главным технологом, и юристом.
И конечно же, не осознавая своих ролей, они действуют, используя права, определенные для самой статусной из них и упуская обязанности остальных ролей (должностей).
Например, генеральный директор, проведший переговоры с новым заказчиком, не считает себя обязанным отчитаться перед руководителем продаж. А когда он же решает производственную проблему, то далеко не всегда ставит об этом в известность главного технолога. Или коммерческий директор не ставит юриста в известность о том, что он подготовил контракт. Более того, без понятной структуры они даже не задумываются о том, что это нужно было сделать.
И это порождает неразбериху. А неразбериха останавливает рост компании и приводит к убыткам. А иногда и к банкротству... Впрочем, довольно часто приводит именно к нему.
Так что, для того, чтобы строить организацию, первым делом стоит сделать функциональную структуру и определить должности и роли. А потом для каждой ролевой модели создать правила получения и передачи информации. И потом на этой основе описывать процессы.
Ну, и для этого, конечно же, понадобятся правильные люди.