Нас с детства учат лидерству, учат быть первым везде и во всем, что
именно нам должны достаться все лавры и медали. Сегодня все компании
задумываются о том, как же добиться успеха в своем деле, достичь большей
прибыли. Их не покидает страх, что, войдя на рынок с той или иной
продукцией или услугой, можно так же быстро и покинуть его. А страх этот
зовется конкуренцией.Существует миф, что без конкуренции человек ничего не сможет достичь,
что он не стремится к самосовершенствованию. Если опираться на этот миф, то
именно конкуренция побуждает нас к достижению высоких результатов.
Попробуем все-таки определить, что же такое конкуренция.
Понятие «конкуренция» имеет разное трактованние, но мы рассмотрим
его с экономической точки зрения. Простыми словами, конкуренция – это
борьба между экономическими субъектами за максимальное эффективное
использование факторов производства. С одной стороны, благодаря
конкуренции существует необходимость в постоянном
самосовершенствовании, опередить лучших, повышая свою эффективность. Но
существует и парадокс, он заключается в том, что конкуренция вызывает
постоянный стресс, так как всегда найдется тот, кто сможет тебя обойти и
сделать это лучше.
Углубляясь в исследования ученых, можно обнаружить, что конкуренция
– это не единственный механизм для достижения целей. К этим механизмам
также относится кооперация, независимая деятельность или монополизм. Что
же такое кооперация? Кооперация – форма организации труда, при которой
определенное число людей (предпринимателей, хозяйственников) или
предприятий совместно участвует, либо в одном и том же их общем трудовом,
производственном процессе, или же в различных, но связанных между собой
процессах труда или производства. Кооперация в отличие от конкуренции
побуждает к сотрудничеству, что эффективно сказывается на результатах
деятельности той или иной фирмы.
Миф о конкуренции подкрепляется еще и тем, что бывают такие сферы
деятельности, где конкуренция и вовсе не нужна, где деятельность при
появлении конкуренции просто утратит смысл. Это касается творческой и
трудоемкой сферы человеческой деятельности. Сколько великих открытий и
достижений было сделано человечеством, где главной целью было не
получение прибыли, а достижение успеха в любимом виде деятельности, где
возникновение конкуренции было бы просто абсурдным явлением.
Сегодня все фирмы и предприятия гонятся за прибылью и идут в те
сферы деятельности, которыми переполнен рынок, где существует сильная
конкуренция, но в результате только единицы добиваются успеха, в то время,
как остальная масса вовсе остается ни с чем.
Таким образом, конкуренция, как главный механизм для достижения
цели, это всего лишь стереотип, который прививают людям с самого детства.
На самом деле существуют и другие механизмы, которые можно назвать
основными к достижению цели, к получению прибыли.