Найти тему
Игорь Орлов

Три греха против ближних. Грех первый – зависть.

Оглавление

В трех статьях, начинающихся с этой, будет рассказано о трех грехах против ближних. Вот они:

  • Зависть
  • Осуждение
  • Проклятие.

Прежде, несколько вступительных слов ко всему циклу статей.

Главное место в христианской духовной жизни заключается в следующем: чтобы победить грех и удалиться от него, надо понять его смысл и вред для самого человека, его творящего. И тогда одолеть грех и управлять страстью будет намного легче. Польза и избавление от вреда – вот мощные мотиваторы добрых плодов в духовной жизни. Ибо они - на уровне личностного смысла, спасительные для души самого спасаемого.

На более высоком уровне сознания души (ее обожения), как говорит преп. Исаак Сирин, необходимость в личном смысле и ведении отпадает, человека ведет Бог. Но к этому надо прийти опытно, это не один день и год. На начальных уровнях христианской жизни, они очень важны: человек пока больше видит себя, чем Бога.

О важности понимания такого смысла для правильного исповедования говорит святитель Иоанн Златоуст.

Святитель Иоанн Златоуст (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Иоанн Златоуст (фото из Яндекс Картинки)

Святой Ефрем Сирин (которого именовали учителем покаяния) уделяет внимание именно глубинному покаянию в истинном, а не поверхностном или надуманном грехе. И тогда покаяние - целительно для души.

Преп. Ефрем Сирин (фото из Яндекс Картинки)
Преп. Ефрем Сирин (фото из Яндекс Картинки)

Святой Порфирий Кавсокаливит (он долгое время служил в афинском госпитале св. Харлампия) замечает, что как в телесных болезнях болит в одном месте, а причина боли в другом, так и в духовных та же история. Чтобы исцелиться от причины болезни – истинного греха, надо его обнаружить и исповедать на покаянии с глубоким желанием исцеления и причащения к Христу Богу.

Преп. Порфирий Кавсокаливит (фото из Яндекс Картинки)
Преп. Порфирий Кавсокаливит (фото из Яндекс Картинки)

Теперь к теме этой статьи - о грехе зависти.

В чем глубокие корни греха зависти?

Они не только в отношении к ближнему, но глубже, в отношении самого человека (завидующего) с Богом.

Человек завидует другому, потому что не понимает Промысла Божьего относительно себя, своего призвания от Бога, смысла своей земной жизни в направлении к Небесной.

Отсутствие такого понимания нередко делает человека беспутным, озлобленным, несчастным. И поверхностно смотря на бутафорию жизни, где многое призрачно, наигранно и ложно, а правда человеческая нелицеприятна и тщательно скрыта, ловит себя на том, что тому человеку лучше, этому лучше, а мне плохо.

Это игра темных лукавых сил с ним. Но они играют не на пустом месте, а на бессмысленности, и непонимании важного в жизни человека: Промысла Бога о нем.

Если человеку интуитивно открыт Промысел Божий относительно него, если он идет по призванию Божьему, то не отвлекается на других, а трудится в реализации своего призвания. Ему некогда завидовать и сравнивать. Он сравнивает себя лучшего с собой худшим перед Богом, и свое отношение к ближним перед Богом. И не просто сравнивает, но и прикладывает усилия, чтобы стать лучше, насколько это возможно, и просит Бога помочь в этом.

Поэтому, прежде покаяния в грехе зависти (поверхностном в данном контексте), стоит исследовать себя: следую ли я призванию своему в жизни, наполнена ли жизнь смыслом, чувствую ли я Промысел Божий обо мне?

Если нет, то именно в этом надо принести сперва покаяние, а затем молить Бога открыть Его Промысел об себе самом.

Кто я, Господи, по Промыслу Твоему? – вот вопрошение такой молитвы.

Примеры благотворного действия такой молитвы есть в статьях этого канала о преп. Софронии Сахарове, о игум. Никоне Воробьеве и в ряде рассказов о мирских людях).

Преп. Софроний Сахаров (фото из Яндекс Картинки)
Преп. Софроний Сахаров (фото из Яндекс Картинки)

Когда человек имеет направленность от Бога, зависть отпадает, сил на нее не остается, все идет в дело, в реализацию призвания. Есть смысл от Бога, есть добродетельный мотив, есть правильная цель. Некогда отвлекаться – работать надо над реализацией. Времени мало – все бы успеть.

Лучше занять свое место жизни и исполнять свое дело, которое оберегает Бог, в котором помогает Бог. Ведь свое, на самом деле – это предуготовленное Им человеку. Один ищет и находит. Другой не силится и не ищет. Выбор за человеком. Слова Христа в помощь: «Ищите и найдете» (Лк 11:9).

О вреде сравнения себя с другим и измерении, кому больше дается, а кому меньше (как основании зависти) – предупреждает святитель Феофан Затворник. Он говорит, что Бог раздает, каждому. Сегодня ты радуешься, а другой терпит лишения и печалится. Завтра наоборот.

Святитель Феофан Затворник (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Феофан Затворник (фото из Яндекс Картинки)

Жизнь – чередование разных полос в жизни. В темной полосе надо обучаться и готовиться к светлой, благодаря за «темную полосу» Бога. Тогда все полосы субъективно станут светлыми и осмысленными. И многое изменится к лучшему

Люди могут поступать несправедливо? (А несправедливость тоже может рождать зависть). Да, могут. И поступают. Потому что себя и свое любят больше, чем Божье. Но это вопрос выбора человека, по отношению к которому так поступают. Если таким людям не доверяешь, стоит совершить выбор и попасть в сообщество других людей, в другой социальный контекст. И чтобы было надежно – помолиться Богу о правильном выборе. Бог поможет. Как говорила старица Сепфора: «Выйдешь за порог – там семь дорог. Какой идти? У Бога надо испросить и направит».

О грехе осуждения – в следующей статье. На канале завтра.

Понравилось – ставьте лайк. Читайте, пишите, делитесь с друзьями.

Подписывайтесь на канал.