В трех статьях, начинающихся с этой, будет рассказано о трех грехах против ближних. Вот они:
- Зависть
- Осуждение
- Проклятие.
Прежде, несколько вступительных слов ко всему циклу статей.
Главное место в христианской духовной жизни заключается в следующем: чтобы победить грех и удалиться от него, надо понять его смысл и вред для самого человека, его творящего. И тогда одолеть грех и управлять страстью будет намного легче. Польза и избавление от вреда – вот мощные мотиваторы добрых плодов в духовной жизни. Ибо они - на уровне личностного смысла, спасительные для души самого спасаемого.
На более высоком уровне сознания души (ее обожения), как говорит преп. Исаак Сирин, необходимость в личном смысле и ведении отпадает, человека ведет Бог. Но к этому надо прийти опытно, это не один день и год. На начальных уровнях христианской жизни, они очень важны: человек пока больше видит себя, чем Бога.
О важности понимания такого смысла для правильного исповедования говорит святитель Иоанн Златоуст.
Святой Ефрем Сирин (которого именовали учителем покаяния) уделяет внимание именно глубинному покаянию в истинном, а не поверхностном или надуманном грехе. И тогда покаяние - целительно для души.
Святой Порфирий Кавсокаливит (он долгое время служил в афинском госпитале св. Харлампия) замечает, что как в телесных болезнях болит в одном месте, а причина боли в другом, так и в духовных та же история. Чтобы исцелиться от причины болезни – истинного греха, надо его обнаружить и исповедать на покаянии с глубоким желанием исцеления и причащения к Христу Богу.
Теперь к теме этой статьи - о грехе зависти.
В чем глубокие корни греха зависти?
Они не только в отношении к ближнему, но глубже, в отношении самого человека (завидующего) с Богом.
Человек завидует другому, потому что не понимает Промысла Божьего относительно себя, своего призвания от Бога, смысла своей земной жизни в направлении к Небесной.
Отсутствие такого понимания нередко делает человека беспутным, озлобленным, несчастным. И поверхностно смотря на бутафорию жизни, где многое призрачно, наигранно и ложно, а правда человеческая нелицеприятна и тщательно скрыта, ловит себя на том, что тому человеку лучше, этому лучше, а мне плохо.
Это игра темных лукавых сил с ним. Но они играют не на пустом месте, а на бессмысленности, и непонимании важного в жизни человека: Промысла Бога о нем.
Если человеку интуитивно открыт Промысел Божий относительно него, если он идет по призванию Божьему, то не отвлекается на других, а трудится в реализации своего призвания. Ему некогда завидовать и сравнивать. Он сравнивает себя лучшего с собой худшим перед Богом, и свое отношение к ближним перед Богом. И не просто сравнивает, но и прикладывает усилия, чтобы стать лучше, насколько это возможно, и просит Бога помочь в этом.
Поэтому, прежде покаяния в грехе зависти (поверхностном в данном контексте), стоит исследовать себя: следую ли я призванию своему в жизни, наполнена ли жизнь смыслом, чувствую ли я Промысел Божий обо мне?
Если нет, то именно в этом надо принести сперва покаяние, а затем молить Бога открыть Его Промысел об себе самом.
Кто я, Господи, по Промыслу Твоему? – вот вопрошение такой молитвы.
Примеры благотворного действия такой молитвы есть в статьях этого канала о преп. Софронии Сахарове, о игум. Никоне Воробьеве и в ряде рассказов о мирских людях).
Когда человек имеет направленность от Бога, зависть отпадает, сил на нее не остается, все идет в дело, в реализацию призвания. Есть смысл от Бога, есть добродетельный мотив, есть правильная цель. Некогда отвлекаться – работать надо над реализацией. Времени мало – все бы успеть.
Лучше занять свое место жизни и исполнять свое дело, которое оберегает Бог, в котором помогает Бог. Ведь свое, на самом деле – это предуготовленное Им человеку. Один ищет и находит. Другой не силится и не ищет. Выбор за человеком. Слова Христа в помощь: «Ищите и найдете» (Лк 11:9).
О вреде сравнения себя с другим и измерении, кому больше дается, а кому меньше (как основании зависти) – предупреждает святитель Феофан Затворник. Он говорит, что Бог раздает, каждому. Сегодня ты радуешься, а другой терпит лишения и печалится. Завтра наоборот.
Жизнь – чередование разных полос в жизни. В темной полосе надо обучаться и готовиться к светлой, благодаря за «темную полосу» Бога. Тогда все полосы субъективно станут светлыми и осмысленными. И многое изменится к лучшему
Люди могут поступать несправедливо? (А несправедливость тоже может рождать зависть). Да, могут. И поступают. Потому что себя и свое любят больше, чем Божье. Но это вопрос выбора человека, по отношению к которому так поступают. Если таким людям не доверяешь, стоит совершить выбор и попасть в сообщество других людей, в другой социальный контекст. И чтобы было надежно – помолиться Богу о правильном выборе. Бог поможет. Как говорила старица Сепфора: «Выйдешь за порог – там семь дорог. Какой идти? У Бога надо испросить и направит».
О грехе осуждения – в следующей статье. На канале завтра.