Настоящей публикацией я хочу начать рассказывать о товарах и услугах, которые производят (оказывают) или могут производить (оказывать) инвалиды по зрению.
В целом хочу отметить, что вопрос обеспечения занятости инвалидов по зрению очень сложный и многосторонний, поэтому к данной тематике я буду возвращаться очень часто.
Сегодня предлагаю поговорить о продукции, производимой инвалидами по зрению на ООО «Беловское реабилитационное предприятие «Триумф», г. Белово, Кемеровская область.
Статью о предприятии, размещенную на сайте «Московский Комсомолец» (Кузбасс), я увидел в ходе ежедневного мониторинга новостей, посвященных жизни и проблемам инвалидов по зрению.
Я был приятно удивлен, когда прочитал, что на предприятии уже два года работает цех по изготовлению мясных пельменей и вареников с разнообразными начинками и на данном производстве задействован труд инвалидов по зрению.
Вот, что рассказала Елена Супонева, генеральный директор предприятия:
«Цех по лепке пельменей в Белове открылся два года назад. Здесь трудятся жители города и поселка Бабанаково. Продукция – пельмени ручной лепки и вареники. Для их приготовления мы используем продукты только высокого качества: мясной фарш из говядины и свинины без каких-либо растительных добавок. Именно поэтому наши пельмени очень вкусные. Тесто мы делаем из алтайской муки высшего сорта».
Кстати, в 2020 г. предприятие «Триумф» завоевало золотую медаль на выставке-ярмарке «Экспо Сибирь» за высокое качество продукции пищевого цеха.
К сожалению, не все так хорошо, как хотелось бы.
«Основная сложность, с которой в настоящий момент сталкивается наше предприятие, – реализация готовой продукции. Потому что в части цены мы не конкурентоспособны.
Наша продукция очень качественная, потому что изготавливается вручную. Но именно поэтому и цена на нее достаточно высокая, что делает наши товары непривлекательными для закупщиков», - пояснила Елена Супонева журналистам «Московского комсомольца».
Из-за недостаточности рынков сбыта сотрудники цеха по лепке пельменей находятся на условиях трехдневной рабочей недели, что негативным образом сказывается на их заработной плате.
Для справки:
Розничная цена одного килограмма пельменей в торговых точках г.Белово и окрестностях с учетом 25% наценки составляет примерно 370 руб.
Возможно, что для жителей районного центра эта цена с учетом реальной экономической обстановки в регионе является действительно высокой.
В поисках выхода
Но, пельмени и другие полуфабрикаты, изготавливаемые на предприятии инвалидами по зрению, без потери качества продукции могут отправляться в другие регионы, в том числе и крупные города, где покупательная способность населения выше, чем в целом по стране.
Кроме того, я предлагаю руководству предприятия пересмотреть позиционирование продукта и способы его продвижения на рынке.
В частности, необходимо уйти от производства массового продукта, так как конкурировать с огромными автоматизированными производствами абсолютно бессмысленно. У предприятия, использующего ручной труд, при прочих равных условиях издержки всегда будут выше, что сказывается на цене готовой продукции.
Наоборот, покупателю надо рассказывать всеми возможными способами, что пельмени и другие полуфабрикаты изготавливаются исключительно вручную.
Сделать это можно, например, вкладывая в упаковку готовой продукции небольшие карточки с приветственным словом и пожеланием приятного аппетита от работников смены, в которую была произведена данная партия (с соблюдением требований законодательства в области персональных данных). Больших финансовых затрат это не повлечет, но между покупателем и работником возникнет связь.
Кроме того, показателем использования ручного труда будет форма готовых изделий. Не надо стремиться к идеальной точности. Наоборот, надо сделать так же как дома, словно пельмени лепили всей семьей: у мамы они одной формы, у папы немного другой и т.д.
Сама упаковка должна говорить покупателю с полки магазинов, что это не обычные пельмени, а пельмени, покупая которые, покупатель, в первую очередь, получит вкусный и качественный продукт, а во вторую очередь, поддержит труд инвалидов по зрению, руками которых были слеплены эти пельмени.
Например, на титульной стороне упаковке, оформленной в минималистическом стиле, можно разместить информацию о составе изделия, подчеркнув качество используемых ингредиентов.
Также, на титульной стороне можно поместить фотографию или стилизованное изображение незрячего работника цеха, стряпающего пельмени и надпись: «Покупая эти пельмени, Вы поддерживаете труд незрячих людей».
На обратной стороне упаковке, кроме информации, обязательной к размещению, можно поместить краткую информацию об особом статусе предприятия, на котором были произведены данные пельмени. Если размеры упаковки позволяют, то можно прямо на ней разместить фотографии производственного цикла.
А посредством использования QR -кода можно разместить ссылку на сайт или на страницу в одной из социальных сетей, где покупатель при желании сможет получить больше информации о предприятии и о людях, работающих на нем.
Продвижение продукта
В вопросах продвижения продукта на рынке необходимо использовать потенциал социальных сетей. В социальных сетях необходимо рассказывать о людях, занятых в процессе производства пельменей и других полуфабрикатов, об их жизненных историях, увлечениях, достижениях.
Важно открыто рассказывать и показывать сам технологический процесс производства полуфабрикатов. Например, можно сделать несколько небольших роликов, которые бы показывали, как инвалиды по зрению своими руками создают качественный продукт, что они делают в процессе этого (например, поют песни, слушают радио или просто обсуждают бытовые дела и заботы).
Многие инвалиды по зрению являются талантливыми людьми. Кто-то хорошо поет, кто-то вяжет, а кто-то сочиняет стихи. Об этом также необходимо рассказывать в социальных сетях. Кстати, стихи и фотографии изделий декоративно-прикладного творчества тоже можно размещать внутри упаковки.
Например, покупаешь пельмени, открываешь упаковку, а тебя встречает не просто информация и пожелание приятного аппетита, а душевный стих, написанный инвалидом из той смены, которая сделала эти пельмени.
Цель:
В конечном счете, должна получиться добрая история о том, как покупатель, приобретая пельмени и другие полуфабрикаты Беловского предприятия «Триумф», получает качественный и вкусный продукт, сделанный руками инвалидов по зрению, обеспечивая тем самым возможность инвалидам получать достойную заработную плату и продолжать трудиться во благо общества, постоянно совершенствовать свой продукт.
Поиск новых рынков сбыта
При поиске новых рынков сбыта необходимо придерживаться премиального сегмента продуктовых магазинов. Например, можно рассмотреть возможность сотрудничества с такими сетями, как «Азбука вкуса», «ВкусВилл», сеть супермаркетов «ЛЭНД» (г. Санкт-Петербург), сеть магазинов полезной еды «Город сад» (г. Москва) и т.п.
Кроме того, необходимо обратить внимание на сетевые отели и рестораны, а также управляющие компании фермерскими рынками и ярмарками.
В заключении
Все сказанное выше это мое субъективное мнение и требует детальной проработки со стороны квалифицированных специалистов в области маркетинга и дизайна упаковки. Я всего лишь хотел показать, что в данной ситуации есть пути развития и их надо использовать.
Возможно, после прочтения данной статьи у Вас появятся идеи или предложения, поэтому ниже я оставлю контактную информацию руководства предприятия, куда Вы можете их направить.
ООО «Беловское реабилитационное предприятие «Триумф»
652600, г. Белово, ул. В.Волошиной, 30
E-mail: triumfvos@mail.ru
Генеральный директор: Супонева Елена Юрьевна
тел. (38452) 2-76-07