Граф (1797) Семён Рома́нович Воронцо́в (15 июня 1744, Москва — 9 июня 1832, Лондон ) — русский дипломат из рода Воронцовых , в 1784—1806 гг. посол в Великобритании . Один из наиболее последовательных русских англоманов , на протяжении полувека живший в Лондоне. Брат княгини Екатерины Дашковой и канцлера Александра Воронцова . Автор обширной переписки с видными деятелями своего времени. Второй сын Романа Илларионовича Воронцова (1707—1783) от брака с купеческой дочерью Марфой Ивановной Сурминой (1718—1745). Ему не было и года, когда умерла его мать. Воспитывался вначале в селе Капцево у своего деда,[2] [3] затем в доме дяди, канцлера графа М. И. Воронцова , и 16-ти лет совершил путешествие по России и Сибири. Из камер-пажей граф С. Р. Воронцов в 1762 году был пожалован в камер-юнкеры , но, по его желанию, тогда же был произведен в поручики Преображенского полка .Переворот 1762 года привёл его в «невыразимую ярость». За верность Петру III, который был влюблён в его сестру Елизавету, он даже подвергся аресту. Служба в гвардии «опротивела» ему, и, по ходатайству дяди, он был назначен в 1764 году советником посольства в Вену, но скоро вышел в отставку, а когда началась первая турецкая война, снова вступил на службу и отличился в битвах при Ларге и Кагуле. Произведен в чин бригадира (03.08.1774).
В 1783 году он был назначен полномочным министром в Венецию; в 1785 году в Лондон, где он пробыл до 1806 г. Когда возобновилась война между Россией и Турцией, в числе пособников последней оказалось английское правительство. Быстро освоившись с государственным устройством Англии, характерами её главнейших государственных деятелей и стремлениями английской нации, Воронцов с твёрдостью и достоинством достиг разоружения флота, снарядившегося в помощь Турции, и возобновил торговый трактат России с Великобританией (1793), по которому, если и предоставлялись некоторые льготы английским купцам в русских владениях, то исключительно благодаря заключённому незадолго перед тем оборонительному союзу России с Англией, ввиду событий Французской революции (январь 1793 г. — осуждение и казнь Людовика XVI). Теперь Воронцову пришлось вести переговоры о поддержке изгнанных Бурбонов и их партии, мечтавшей произвести во Франции контрреволюцию, между тем как в возможность этого не верило ни английское правительство, ни сам Семён Романович.Вмешательство в эти дела временщика Зубова, прямые, доходившие до резкости ответы посла
не только в частных письмах, но и официальных бумагах — способствовали значительному охлаждению к нему императрицы. Воронцов расходился со своим правительством и по вопросам о вооружённом нейтралитете, который он находил невыгодным для России; о польских разделах, которые называл противными идее справедливости и возмущающими общественное мнение Западной Европы; о заселении британскими каторжниками Крыма, которое ему удалось отклонить; о замещении дипломатических должностей лицами иностранного происхождения, которых он называл «невеждами» и «проходимцами».
С воцарением Павла Воронцов был повышен в звание чрезвычайного и полномочного посла в Лондоне, произведен 24 ноября 1796 года в чин генерала от инфантерии [4] (хотя 22 года не был в армии), а ещё через год возведён в графское достоинство Российской империи и одарён населёнными имениями в Финляндии. Не изменили к нему милостивого отношения Павла I ни самовольная задержка в Англии эскадры Макарова , ни отказ от предложенных ему званий вице-канцлера и канцлера. Только натянутые отношения к Англии и сближение с Францией привели Павла I к мысли о непригодности Семена Романовича в качестве посла в Англии; в 1800 году ему была дана отставка, с дозволением остаться в Лондоне.
В феврале следующего года имения Воронцова, «за недоплату казне денег лондонскими банкирами и за пребывание его в Англии», были объявлены конфискованными без всякого расследования и суда. В следующем же месяце императором Александром I распоряжение это было отменено и он вновь назначен послом в Лондоне.
Через 5 лет усложнившиеся политические события, слабость здоровья и семейные невзгоды, особенно смерть брата Александра , заставили Семёна Романовича просить отставки, которая и была ему дана в 1806 г. С этого времени он почти безвыездно прожил в Лондоне до своей кончины, последовавшей в 1832 году, не переставая время от времени, в письмах к друзьям и родным, высказывать свои мнения по поводу внешних и внутренних событий России. Кроме «Записок о русском войске» и многочисленных писем, имеющих большое историческое значение, Семёном Романовичем составлена автобиография (1796—97) и «Записка о внутреннем управлении России» (1802).