Что же ещё может спрашивать простая русская девушка? Немой вопрос в её облике ждёт ответа и от от этого ответа зависит, выйдешь ли ты с ней на остановке или поплетёшься дальше в конец вагона к серой закрытой двери...
Выдавить из себя сталина... именно так, "сталина" с маленькой буквы, сталина, как способ мышления, как смысл.
Открою вам, уважаемые читатели, маленькую тайну. В отроческом возрасте, который пришёлся на закат советской власти, я хотел быть похожим на тов. Сталина, вернее даже быть самим Сталиным, вершить судьбы людей и государства. Когнитивный диссонанс между действительностью и информационным потоком, создававшимся коммунистической пропагандой, сформировал в моём неокрепшем сознании образ Сталина, как спасителя Отечества. "Вот если бы сейчас пришел Сталин, он бы порядок навёл - жуликов и коррупционеров перестрелял и пересажал, все бы спокойно и счастливо работали, реализуя социалистический принцип "от каждого по способностям, каждому по труду". Я представлял себя сталиным и мечтал, чтобы я сделал и как прекратить этот бардак 80-х годов прошлого столетия.
Юношеские мечты есть юношеские мечты. Гормоны взяли своё и политика с экономикой отошли на второй план, вернувшись в конце 80-х как раз в то время, когда после окончания ВУЗа меня распределили во вполне обычный проектный институт. На этом этапе формирования личности в моей жизни появились просто хорошие люди. Они были не сталинисты и не демократы. Просто это были люди с твёрдыми жизненными принципами, основанными на истинной христианской морали, чудом в них возродившейся. Это был потрясающий пример поведения, отношения к окружающим, главным началом которого было УВАЖЕНИЕ. Я был удивлён, что ко мне, молодому специалисту, относились как к вполне сложившейся личности и даже прислушивались к моему мнению. Возвращение сталина в сознание совпало с "перестройкой" и доступом к запрещённой ранее литературе, в которой описывались сталинские репрессии. Я ещё некоторое время болел сталиным, но по мере всасывания мозгом новой "другой" информации и общения с окружающими меня хорошими людьми стал задумываться - "а правильно ли поступал тов. Сталин?" и чем больше я думал, тем явственнее вырисовывался образ расчётливого властолюбца, расчищающего себе путь к безграничной тирании. Что больше всего стало поражать, так это его полное пренебрежение жизнями людей, любых, на любом уровне. Надо было приструнить крестьян во время коллективизации - устроили голод (по разным данным от 5 до 10 млн человек), опасался военных - 80 % начсостава расстреляны, надо подчинить партию и ЧК - в чистках 37-39 гг. было арестовано 1 200 000 членов ВКП(б) и ок. 10000 чекистов. По разным данным от четверти до половины из них были расстреляны. Даже не эти цифры были страшны, а методы, которыми проводились репрессии. Доказательством служили оговоры, выбитые коваными сапогами следователей. Тройки судей за минуты выносили приговоры в отсутствии адвокатов. Все меры были хороши для кровавого диктатора.
И вот представьте молодого искреннего человека, болеющего за поражённую пороками большевицкой власти разваливающуюся страну. У него с одной стороны пример идущего по трупам Сталина, а с другой УВАЖЕНИЕ со стороны окружающих старших людей. "Что было бы, если эти люди по своему характеру были похожи на Сталина?" - задумался молодец и пришёл к выводу - ничего хорошего, для него уж точно. И молодой человек начал выдавливать из себя сталина. Как? Тяжело.
Первое. Следовало научиться уважительно относится к чужому мнению, даже если оно не совпадает с твоим.
Второе. Надо было научиться представлять себя на месте другого человека и думать - "а что бы я сделал на его месте?"
Третье. Надо было научиться подчинять людей не своим авторитетом, должностью или силой, а аргументированным убеждением, чтобы человек понимал, что он делает нечто не для меня или кого-то, а для себя.
Четвёртое. Надо было научиться подавлять свой гнев и не изливать негатив на окружающих. Они не виноваты в том, что ты злишься. Человек ведь злится обычно сам на себя.
Я до сих пор всему этому учусь, но именно тогда, почти 30 лет назад, я понял, что не хочу быть сталиным.