Нынче #зоопсихологов едва ли не больше, чем #кинологов и #фелинологов вместе взятых. Интернет разрывается от их рекомендаций. Не обратиться к зоопсихологу – все равно, что ни разу в жизни не сходить к парикмахеру. Откуда же столько разочарований и презрения к этим специалистам?
А история та же, что с целителями – есть талантливейшие специалисты, но #самозванцев больше.
Мы открываем эту рубрику для того, чтобы помочь вам разобраться, каким советам можно верить, а какие полностью дисквалифицируют самозваного "зоопсихолога". Ведь если человек не понимает законов природы, отвечающих за поведение животных, то все его советы превращаются в лотерею. Увы, порой весьма недешевую.
__________________________________________________________________________________________
АВТОР РУБРИКИ - http://krivolapchuk.ru/about_us/ndk
Присылайте свои вопросы на почту geerolf@yandex.ru . Вы получите индивидуальный ответ, а ваше обращение поможет другим людям и зверям не попасть впросак.
По скайпу geena_rolf или в телеграм @Geena_Rolf вы можете получить БЕСПЛАТНУЮ индивидуальную консультацию. Там же можно уточнить все подробности по приведенным вопросам.
================================================================
...Точнее, в этот раз спалился кинолог. Но с претензией на самый широкий круг знаний – от общей #биологии и #ветеринарной медицины до зоопсихологии и прочих подробностей. А на деле – просто переписывающий чужие статьи ради набора материала.
Так-то в этом ничего дурного нет, такие штуковины делать приходится – например, когда редактор требует материал к сроку, а ничего более подходящего родить не успеть... Чего греха таить, я и сам иной раз этим не брезговал, когда писал обзоры для прайсового журнала. Главное – не "плавать" в выбранной теме. А с этим персонажем такое случается сплошь и рядом.
Щенку ни в коем случае нельзя кусаться.
Вот и в этот раз кинолог угодил в ловушку. Хотя... Может быть, он и не передирал чужое, а творил самостоятельно ("ты не воруешь, ты честно пишешь чужое!" (с) Ландыш серебристый). Но тогда и вовсе не удивительно желание всё запретить.
НА САМОМ ДЕЛЕ: Щенка нужно учить кусаться правильно. Если ему это запрещать, то он не станет ни кусаться даже по делу, ни проявлять нежность по отношению к хозяину – ведь у собак нет ничего трогательнее, чем аккуратно взять в пасть руку старшего. А можно сделать еще хуже: суровый запрет навсегда покажет псу, чем можно напугать человека и добиться всего, чего угодно.
...Но не только кинологи попадают впросак. Вот, например, коллега-#ветврач решил "открыть Америку". Даром, что сам из Америки (это не каламбур: мне действительно так запомнилось).
Один год собаки не равен семи человеческим.
Когда мне на глаза попалась эта статья, мне дико захотелось обрадоваться: ну наконец-то! График сопоставления возраста напоминает логарифмическую кривую, что само по себе похоже на правду. Но не тут-то было. Доктор, если верить статье, и тут, как все американцы, решил идти своим путем. Не помню всех подробностей (можете изучить картинку выше), но в тексте в качестве одной из ключевых цифр было указано, что двухлетний #возраст собаки соответствует... не поверите: 45 годам!
НА САМОМ ДЕЛЕ: Существуют таблицы различных ветеринарных организаций – например, Британской ветеринарной ассоциации. Эти шкалы используют сопоставление по комплексной оценке #психофизиологического развития . Например, более-менее очевидно, что в качестве одной из точек отсчета можно принять возраст созревания. У собак он приходится примерно на 9 месяцев, у людей – на 12-13 лет. Окончательное формирование – у собак в два года, у людей – в 24-25 лет. "Кризис среднего возраста": у человека – в 40-45, у собак – в 6 лет. И наоборот, переход от детства к юношеству у людей приходится на 10 лет, у собак при правильном развитии – на полгода. Есть и более мелкие градации, а примерную цифру для каждого возраста можно получить прикидкой в соответствии с кривой, построенной по этим точкам. Или просто оценить навскидку, зная ближайшие значения.
Есть, кстати, и другие методики, более заковыристые, со сложными наукообразными формулами. Одна из них основана, якобы, на "биологических часах" – процессах естественных возрастных изменений ДНК. Но самое смешное, что эта методика не универсальна и оценивает только биологический (не хронологический) возраст конкретного организма. И для сравнения разных видов абсолютно непригодна.
Развитие зверя (в том числе, и умственное) – штука необходимая. Всем интересно (и модно!) придумывать для своих зверей всевозможные "развивающие игры". Сочиняют их многие, но далеко не все знают, как и что нужно для этого делать.
Игра с "выкапыванием" вкусняшек замечательно развивает и занимает собаку.
Принято думать, что такие игрища – одно из лучших занятий для собак, а всевозможные "развивающие" игрушки, в которые можно коварно запихивать кусочки – на данный момент едва ли не самое модное и дорогое изобретение зообизнеса.
НА САМОМ ДЕЛЕ: Такие игры никак не способствуют развитию собаки.
- они основаны на искусственно завышенной роли пищевой мотивации;
- они вызывают конфликт мотиваций ("сшибку рефлексов" по Павлову): в природе с пищей не играют;
- они могут навредить отношениям с хозяином: ведь многих соблазняет возможность заменить ими общение, превратив собаку в "самозанятую".
Для того, чтобы эти игры приносили пользу, их надо "режиссировать": подбирать вариации по уровню сложности, разнообразить постановку задачи и т.п. А главное – НЕ ПРЕВРАЩАТЬ ДОБЫЧУ КУСОЧКОВ В САМОЦЕЛЬ. Смысл игры – не накормить и даже не занять зверя, а активно с ним взаимодействовать.