Найти тему

Бессонница - можно ли ее вылечить и что ее провоцирует

Цветные сны приходят после сытного ужина и … развода.

Как же хочется спать! Глаза слипаются, тело как будто ватное, голова клонится к столу. Кому не знакомо такое состояние в середине рабочего дня? Оказывается, дневная сонливость – предвестник хронической бессонницы. К вечеру у «симптоматиков» вялость чудесным образом рассеивается, а ближе к ночи возникает ощущение… утреннего подъема. И ни какие средства не помогают забыться спокойным сном. Остается только взывать к уже одушевленному недугу. Как со знанием дела поет Примадонна: «Уйди, прошу, бессонница». Можно ли вылечить бессонницу? Что ее провоцирует? Опасна ли жизнь без сна и отдыха?

Бессонница – это болезнь? Нет, конечно. Хотя вопрос философский. Скорее - нарушение фазы сна. Человек может всю ночь прохрапеть, а утром доказывать, что не спал. И действительно чувствовать себя разбитым. Чаще всего люди, которые жалуются на бессонницу, спят быстрым, поверхностным сном.

О каком поверхностном сне может идти речь, если ты отчетливо ощущаешь, что не спишь? Дело в том, что абсолютно не спать можно не более двух дней. На третьи сутки человек сходит с ума. У него просто смешивается реальность со сновидением. И, кстати, вывести его из этого состояния практически невозможно. Что косвенно подтверждают эксперименты фашистов над узниками во время войны. Несчастных специально выдерживали в состоянии бодрости, ни на минуту не давая отключиться. И люди ломались. Другое дело – стресс. Постоянно испытывая его, человек не может избавиться от проблем, его вызвавших. Ночью они возникают более отчетливо. Событие наблюдается как бы со стороны. Но сам спящий в нем не участвует. Все происходит как на пленке любительской съемки. Бессонница - позднее засыпание, раннее пробуждение, прерывистость ночного сна, уменьшение его глубины.

А если мучительная проблема в процессе сна начинает разрешаться, он может стать более глубоким и цветным? В глубоком цветном сне обычно спящий участвует сам, а значит сам и влияет на ход событий. Иногда в плавном течении сюжета возникают 3-5 секундные перебивки. В норме за ночь перебивки возникают три, четыре раза. Это – при нормальном сне. Если черно-белый сюжет навязчиво транслируется, можно говорить только о поверхностной фазе сна. Когда имеет место депрессивное состояние, полученное в результате пережитого острого стресса, сон постоянно прерывается ощущениями страха и тревоги. Заснуть после этого, даже неглубоко, становится невозможным.

Значит, во сне, пусть даже неглубоком, можно найти верное решение? Это заблуждение. Во сне выстаиваются определенные ассоциативные связи, которые наяву могут оказаться полным бредом. Скажем, может присниться научная статья, где запросто формулируется открытие века. Если восстановить увиденное утром, скорее всего, выяснится, что открытие – лишь поток сознания.

А как быть с открытиями, которые, действительно приходили во сне? Как к Менделееву, к примеру? Ну, это же совсем другое. Гении живут в другом измерении. Известно, что они способны не отвлекаясь думать об одной и той же вещи более трех минут. Естественно, во сне у них мозг работает интенсивнее, чем у обычных людей. Тут и открытие тоже возможно. Но гении не похожи на нормальных, в привычном смысле слова, людей. У них сильно развито ассоциативное мышление.

Значит, если у человека с ассоциациями «зашкаливает», можно говорить о его гениальности? Если зашкаливает, можно говорить о шизофрении. В норме должно быть соотношение 50 на 50. Незначительное увеличение в сторону ассоциативного мышления может говорить о наличии яркого таланта, а в сторону конкретного – олигофрении.

А, кто из них, интересно, крепче спит? Сон зависит не от типа личности, а от образа жизни. Всем давно известно деление людей на «сов» и «жаворонков». Если выбранная профессия и работа по своему ритму совпадает с этими характеристиками, а к тому же и спутник жизни – одного с вами типа, для плохого сна повода не найдется. Сложнее приходится представителем противоположных натур. Привыкший рано ложиться «жаворонок» раздражает ленивца «сову», не смыкающего глаз до поздней ночи и не умеющего просыпаться ранее 12 часов дня. Так же и с работой. Если «сове» необходимо к 9 утра находиться на службе, а «жаворонкам» засиживаться за полночь, продуктивность – нулевая. Что, естественно, вызывает стресс. Жить в постоянном стрессе очень вредно. И бессонница – лишь первое звено в последующей череде неполадок в организме.

А как быть с преодолением? Не хочется вставать, а надо успеть совершить утреннюю пробежку... Нет ничего вреднее, чем заниматься спортом по утрам. И бегом тоже. Вот после чего организм начинает испытывать настоящий стресс. Зарядка же может заключаться в плавном подтягивании и разминании мышц. Помните, лет пятнадцать назад последователи Порфирия Иванова собирались по утрам в любую погоду во дворах и встречали восход, делая зарядку и обливаясь водой? Так вот, известно, что почти никто из них не дожил до сегодняшнего дня. Они долго ничем не болели, но потом погибали от незначительной инфекции. Организм, конечно, мобилизуется в стрессовой ситуации. Во время войны солдаты вброд переходили ледяные реки и не простужались. Но возможности организма никогда не были неограниченными. Наступает момент, когда он вырабатывает свой ресурс терпения и просто гибнет.

Значит, будущее – за ленивцами? Те, кто редко встают с дивана, живут гораздо дольше, чем спортсмены. Но все, конечно, хорошо в меру. Не надо бессмыслен бегать. Достаточно ходить в день по 3 – 5 километра. Не надо ставить рекорды, можно ежедневно висеть на руках по 20 минут. И на диетах сидеть не надо – это самый сильный стресс. Самое главное – соблюдать калорийность. Необходимые 1000 калорий находятся в двух литрах молока. Не сложно рассчитать, сколько нужно съедать за завтраком, обедом и ужином.

По известной поговорке? Считаю ее совершенно идиотской – «… отдай ужин врагу» и отправляйся прямиком в психоневрологический диспансер. Все наоборот. Завтракать организм не хочет потому, что еще не проснулся и не хочет работать. Если сразу поесть, он будет вынужден немыслимым усилием протолкнуть это и сразу, на освободившееся место запросить новой пищи. В это время вы на работе совершаете первое чаепитие с печенюшками. Организм забит, но не сыт. К обеду он вопит о новой дозе, и вы покорно ее забрасываете, после чего пытается вернуться к работе и сосредоточиться. А это невозможно, потому что увеличивается кровоток в желудке и голове. И пища не перерабатывается. И мысль не идет. Хочется только заснуть и не проснуться.

Так, когда же есть, - ночью? Вечером. Вот тогда все совпадает. Естественно, необходимо соблюдать меру. Несбалансированная пища, потребляемая в расслабленном, спокойном состоянии, хорошо перерабатывается ночью. И никакой бессоннице вас не взять. Конечно, если устранены сопутствующие причины.

Например. Одна моя знакомая никак не могла справиться со своей бессонницей. Она могла спать где угодно, только не дома. В ходе наших бесед она призналась, что перестала испытывать влечение к мужу. Каждый раз, готовясь ко сну, она испытывала мучения от того, что не справляется с исполнение супружеского долга. Ситуация травмировала обоих. В конце концов, они решили ее радикально – развелись и вскоре создали новые семейные союзы. И теперь они оба… спят спокойно…