Найти тему

Было - не было?

В 1976 году в Ереване пловец Шаварш Карапетян ценой своего здоровья спас из утонувшего троллейбуса 20 человек (при этом 46 человек погибло). Местные власти историю замяли, но через несколько лет про неё случайно узнала вся страна. На вопрос, почему его так и не наградили, он ответил: "В Советском Союзе самолеты не падали, поезда с рельс не сходили, вагоны метро не взрывались, троллейбусы в озерах не тонули".
Утонувший в озере троллейбус
Утонувший в озере троллейбус

Советский человек не должен печалиться - тогда он начнёт хуже работать, или может даже начать безобразничать. В советском раю не может быть катастроф и трагедий. Что-то регулярно тонет, взрывается, падает, горит и загрязняет атмосферу только у них. У нас - если в газете не напечатали, значит не было.

Правда?
Правда?

В 1957 году случилась ядерная авария на химкомбинате "Маяк", по последствиям третья после Чернобыля и Фукусимы за всю историю. В газетах написали о полярном сиянии, официально факт загрязнения признали через 32 года. Про Чернобыль сообщили на третий день без подробностей, а через неделю вся стана в едином порыве вышла встречать Первомай под радиоактивные осадки.

Радостные трудящиеся
Радостные трудящиеся

В 1972 году в Калининградской области военный самолёт упал на детский сад, убив 24 детей и трёх воспитателей. За сутки с места катастрофы убрали все её следы и организовали сквер, в день похорон отменили электрички и перекрыли дороги. Памятную табличку поставили через 22 года.

В 1982 году в "Лужниках" во время давки умерло 66 человек. В центральных газетах отчёты о матче вышли без упоминаний об этом событии, в местной газете на последней странице написали одной строчкой, что на футболе произошёл несчастный случай.

Теплоход "Александр Суворов" в 1983 году недалеко от Ульяновска перепутал пролёт моста и срезал верхнюю палубу, разорвав на куски 176 человек. Город закрыли, в газетах через пару дней написали небольшую заметку о аварии, "повлекшей жертвы", без подробностей.

В 1986 году "Адмирал Нахимов" затонул при выходе из Новороссийска - 423 погибших. Выживших обязали никому ничего не рассказывать, фотоплёнки у свидетелей засветили. Никакого траура. Через неделю пришлось публиковать соболезнования - слишком огромного масштаба была спасательная операция. Спасателей наградили только в 1990-м году. Западные СМИ обо всех наших трагедиях сообщали в тот же день.

Так тонул "Нахимов"
Так тонул "Нахимов"

**************************************************************************

Естественно, в идеальном советском обществе не могли появляться маньяки. Например Чикатило годами охотился практически вокруг своего дома, его видели свидетели, его арестовывали с ножом и верёвкой при себе, но потом отпускали. Через пять лет и более тридцати жертв власти наконец перестали арестовывать случайных уголовников и местных психов и начали спецоперацию по поиску маньяка, по ходу которой за 5 лет его жертвами стали ещё больше двадцати человек. Практически не скрываясь средь белого дня знакомился с детьми и уводил их - ведь в СССР никто не боялся отпускать детей гулять одних.

Чикатило
Чикатило

Тем более в Союзе не могло быть террористов, поэтому про взрыв школы в Молдавии в 50-м году, расстрел на демонстрации в Архангельске в 1954, массовый расстрел в Курске в 1968, покушение на Брежнева и космонавтов в 1969, самоподрывы в Мавзолее в 1967 и 1973, взрыв в самолёте в 1973 над Читинской областью, серию армянских терактов в Москве в 1977 включая подрыв вагона метро, серию взрывов в Клину в 1979, и тому подобное гражданам не сообщалось.

Вооружённые угоны самолётов были настолько регулярным явлением, что с начала 1970-х экипаж перед вылетом получал боевое оружие, был введён обязательный досмотр пассажиров, угон воздушного судна стал отдельным видом преступления в УК, также было создано антитеррористическое спецподразделение Альфа. А цензура особо тщательно следила, чтобы никакая лишняя информация не будоражила народные массы.
-6

Но советские самолёты отлично падали и без всяких террористов:

Летайте самолётами Аэрофлота:

  • 112-местные авиалайнеры Ан-10 через десять лет эксплуатации стали просто разваливаться в воздухе и были спешно списаны успев убить около 400 человек.
  • Красавцы Ту-104 летали долго и убили больше тысячи пассажиров (потеряно около 20% выпущенных самолётов). Были окончательно сняты с эксплуатации после того, как на Ту-104 разбилось в Пушкине всё командование Тихоокеанского флота.
  • Ту-154, легенда советской авиации, имел надёжность получше, но тоже падал с завидной регулярностью и убил более трёх тысяч человек.
  • Ту-134, самый массовый, бился в среднем каждый год (около 1,5 тысяч погибших).
  • Маленький Як-40 - бился по три раза в год (около 850 погибших).
  • Красавец межконтинентальный Ил-62 - тысяча погибших.
  • По иронии судьбы, самый вместительный советский самолёт Ил-86 не убил ни одного пассажира на фоне такой статистики коллег.
  • Фантастический советский "Конкорд" Ту-144 тоже не убивал пассажиров, но возил он их всего семь месяцев, а потом был снят с регулярных рейсов от греха.

*******************************************

И уж тем более в стране, давшей свободу трудовому народу, не могло быть восстания рабочих.

-7

Поэтому после бунта на Новочеркасском электровозостроительном заводе в 1962 году, когда протестующих против повышения цен на еду расстреляли автоматчики (а выживших активных забастовщиков после ареста казнили), даже переименовали по всей стране все выпущенные к тому моменту электровозы серий "Н" (Новочеркасский) на "ВЛ" (Владимир Ленин). А со всех участников и свидетелей событий взяли расписки о неразглашении под угрозой высшей меры наказания.

Чем спокойнее у человека жизнь за стенами, ограждающими его от реальности, тем ужаснее будет для него столкновение с этой реальностью. Перестройка обрушила на неокрепшие плечи инфантильных советских граждан чрезмерный груз скрытой правды (а часто и откровенной лжи) с которым общество не смогло справиться. Моральное разложение и хаос в головах - так прошли первые годы новой России. Только сейчас, через 30 лет мы снова начинаем строить информационные фильтры, но уже не для тотальной, а для разумной и оправданной цензуры.

___________________________________________

Конец второй части нашего размышления о реалиях жизни в СССР.

В следующей части мы коснёмся советской мифологии и разберём наиболее одиозные мифы советской истории.