Город, который меня очаровал. Первый после Саратова в этом путешествии.
Путевые заметки с историческими справками и иллюстрациями.
Вот так и понимаешь, почему после простуды, а уж тем более после серьёзных вещей типа бронхита в школе давали 2-3 недели персональных каникул от физкультуры. Вчера проехался из Куйбышево до Бахчисарая, прогулялся немного по городу, и вечером свалился в номере без сил.
Поскольку в Севастополь меня звала ещё и служебная надобность (нужно было провести фотосессию), я не стал рисковать временем и силами, и поставив велосипед на привязь на территории турбазы, отправился в Севастополь поездом.
Дорога в Севастополь на электричке от Бахчисарая занимает чуть больше часа, и эта дорога чрезвычайно живописна. После Бахчисарая горы постепенно подбираются к железной дороге, словно забирая её в плен, и наконец подходят к ней вплотную отвесными скалами.
А потом поезд выскакивает на Камышловский мост, отвесная стена сменяется потрясающими видами на Камышловский овраг. При подъезде к городу вас ждут несколько тоннелей и пришвартованные вдоль бесконечных севастопольских бухт корабли.
В этот раз мне довелось побывать в Михайловской батарее, которая расположена на противоположной вокзалу стороне Севастопольской бухты у причала Радиогорка. Туда меня доставил рейсовый катер. Севастополь один из немногих городов в стране, где катера являются частью городской системы общественного транспорта.
И тут уже без истории не обойтись. Михайловская была построена в 1846 году и названа так в честь великого князя Михаила Николаевича Романова, четвёртого и последнего сына Императора Николая I, наместника императора на Кавказе.
Батарея стала частью в системе укреплений для защиты города с моря. В 1846 году, имея на Чёрном море весьма грозного соседа в виде Османской империи, которая могла запросто блокироваться в союзы против России и блокировать Босфор (что в итоге и произошло), такие фортификации имели стратегическое значение.
Это мощный двухэтажный форт с толщиной стен 1,8 метра, двумя башнями (сохранилась только одна), длиной по фронту 205 метров. В казематах батареи (числом 58) можно было расположить до 115 орудий. Накануне Крымской войны их там было 77, из которых 68 могли бить прямой наводкой по рейду.
Внутри батареи проложен длинный коридор, с одной стороны которого как раз и расположены бойницы для обстрела, а с другой - помещения для личного состава в виде анфилады. В гарнизоне числилось 750 человек. Для своего времени это была мощная огневая точка, которая вместе с фронтальным флангом Константиновской батареи обеспечивала перекрёстный обстрел рейда.
Батарея принимала участие в Крымской войне, когда 5 октября 1854 года союзная эскадра входила в бухту. Основной удар из-за своего расположения у входа в бухту приняла на себя Константиновская батарея. Канониры Михайловской тоже вели огонь, но из-за неэффективности вскоре его прекратили.
С развитием вооружения батарея потеряла своё оборонительное значение, использовалась как госпиталь и склад. В 1920 году здесь были организованы военные курсы бароном Врангелем, а перед Отечественной войной располагались базы обеспечения авиапарка. 21 июня 1942 года батарею атаковали войска Вермахта. Трое суток защитники удерживали батарею, но вынуждены были отступить на Южную сторону.
Прогулка по Михайловской батарее - это прогулка с самим собой. В таких местах, переживших не одно поколение, знавших мужество и смерть бойцов, оборонявших его, хочется неспеша пройтись по коридорам, заглянуть в казематы, посмотреть на предметы быта, на вещи другой эпохи. Здесь жили и воевали люди, клали свои жизни во имя чьих-то целей, а должны были жить.
Севастополь всегда на меня производит вот такое двойственное впечатление. Он красив и природой, и архитектурой, он богат историей, но вся эта история какая-то трагичная, с надрывом, она придавливает своей тяжестью, после таких экскурсий выходишь в город, а он тебя продолжает давить помпезностью своей архитектуры.
Но при всём при этом в Севастополе сталинская архитектура, а её тут очень много, смотрится логично и органично. Это город-герой во всех смыслах, и ему просто положено быть таким. Торжественным, немного надменным и помпезным, и очень красивым. А учитывая то, как эта "новая" архитектура сочетается с тем, что осталось после двух оборон, получается очень впечатляющий ансамбль.
Катер забрал меня и вернул обратно на причал Артиллерийской бухты. Это одна из немногих бухт, которую стали застраивать со времён основания Севастополя как русского города. До его появления на картах значилась небольшая татарская деревушка Акъяр, что буквально означало "белый обрыв", а бухта именовалась Кадий Лиман, что можно перевести как "бухта судьи". Мы же помним из отчёта за 44-й день, кто такой кадий?
Из плюшек и фишек Севастополя - наличие городского электрического транспорта. Точнее - троллейбуса. Но исторически первым видом горэлектротранспорта в Севастополе был трамвай, запущенный в 1899 году. Вплоть до Великой отечественной трамвай работал, исправно возил пассажиров за 3, 4 и 5 копеек в зависимости от линии и категории пассажира, но в войну был разрушен.
После войны трамвай решили не восстанавливать, а вместо этого запустить в городе троллейбус. Вообще из четырёх трамвайных систем в Евпатории, Симферополе, Севастополе и Керчи войну пережила только система в Евпатории. Троллейбус в Севастополе был запущен 6 ноября (конечно же, накануне грандиозного праздника всея СССР) 1950 года. Открывали движение нынче давно снятые с эксплуатации МТБ-82Д. На них можно посмотреть здесь.
Троллейбус очень идёт Севастополю. Особенно ему шли старые добрые чешские девятки, знаменитые и неубиваемые машины Skoda 9Tr. Они своим дизайном просто невероятно стильно смотрелись на фоне севастопольской архитектуры, а с крымских дорог исчезли относительно недавно, автор ещё успел их застать в сознательном возрасте в Симферополе и Ялте.
Если предыдущий день приносил одни сплошные разочарования Бахчисараем, то Севастополь словно стремился всё это вылечить. Он лечил архитектурой, историей и тихим бархатным сезоном у моря. И конечно историей - о Севастополе можно рассказывать бесконечно. На это заканчиваю свой рассказ, ибо на завтра предстояло знакомство с Симферополем.
Большинство фотографий сделано на зеркальную камеру Canon EOS 6D Mark II, в довесок к китовому объективу был докуплен светосильный объектив Tamron 2.8 70-200, и вся эта машинерия ехала у меня в рюкзаке за спиной. Четыре килограмма живого веса, но фоточками я доволен. Рекомендую этот комплект (Кэнон + Тамрон)
Участок: Бахчисарай - Севастополь - Бахчисарай
Расстояние за день:
Расстояние итого: 3539
Из них:
на велосипеде: 2410
на кораблях: 13
на своих двоих: 91
на трамвае: 32
на поездах: 948
на такси / автобусах: 110
Реки: Бельбек, Кача, Чёрная
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!
Из Казани в Крым на велосипеде: День 1: А всё-таки люди у нас хорошие! | День 2: Дождя много не бывает | День 3: Красота природы и серость городов | День 4: Мгновенная карма | День 5.1: Огни Севера - боль и кошмар Ульяновска | День 5.2: Ульяновск: всё не так уж плохо! | День 6: И вновь начинается бой | День 7: Дорогу видишь? А она есть! | День 8: Ожидание vs Реальность | День 9. Сызрань: жемчужина на Волге | День 10: Хвалынские горы | День 11: Очарование рассветом и разочарование Хвалынском | День 12: Как я поверил в людей | День 13: Трасса, дождь и электричка | День 14: Влюбиться в Саратов | День 15: Саратов - лучший город Земли | День 16: Укатали Сивку саратовские горки | День 17: Дорожная депрессия | День 18: Как же так? | День 19: Петравал | День 20: Добро пожаловать в Волгоград | День 21. Часть 1. Надолговон | День 21. Часть 2. Старая Сарепта | День 21. Часть 3. Волгоградский метротрам | День 22. Часть 4. Спрятавшиеся улицы Царицына | День 22. Часть 5. Хочу чтобы не было войны | День 23. Степь | День 24: Ростов-папа | День 25: Навигатор не подвёл! | День 26: Пора на урок | День 27: И снова галочка "грунтовые дороги" | День 28: Шакалы, вилы и борщик с пампушками | День 29: Непредвиденный Краснодар | День 30: Краснодар город контрастов | День 32: Старыми добрыми тропами | День 33: Селям Алейкум, Къара Дениз | День 34: Город белой невесты | День 36: Что бывает, если отключаешь голову | День 37: Анапец | День 38: Междуморье | День 39: Тамань | День 40: Крымский мост | День 41: Кресло Митридата | День 42: Здесь ветер, пыль и зной | День 43: Крымская АЭС, или сказ о закопанных деньгах | День 44: Три перевала | День 45: Уметь сказать нет | День 46: Приехали | День 47: Гештальт закрыл, да здравствует гештальт! | День 48: Топонимика ещё в депортации? | День 49: Бахчисарай
Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб