Странное было время. То, что казалось совершенно неосуществимым, вдруг невероятным способом свершилось. А ведь не чаяли революционные борцы дожить до светлого дня победы рабочего класса над буржуазией! И вот оно — будущее уже брезжит на горизонте! Впереди — коммунистическое завтра. Но как сейчас-то жить? Как обустраиваться?
Да сразу заселяться в Кремль! Разве не они, славные борцуны, теперь властители страны и владетели сокровищ бывшей Империи? И потихоньку стали обживаться в Кремле, а затем и дома себе построили специальные, элитные, с кучей рабочих и всякой прислуги для разных надобностей.
Бытовые мелочи семьи Крупской в ссылке в Шушенском
Ленин, правда, с Надеждой Константиновной были людьми скромными. Крупская, даром, что первая дама нового рабочего государства. Она запросов особых не имела. Вот только совсем не приспособленная была к обычной жизни. Ни приготовить, ни полы подмести. Росла она в скромной семье, отец умер, но прислуга в семье была всегда.
«Тихая была жизнь у Крупских, тусклая. В тесной, из трех комнат (!), квартирке пахло луком, капустой, пирогами. В кухне стояла кухаркина кровать, покрытая красным кумачовым одеялом. В те времена даже бедная вдова чиновника была на господской линии и без прислуги не обходилась. Я не знала никого, кто не держал бы хотя бы одной прислуги». Л. Васильева, «Кремлевские жены» Из воспоминаний Ариадны Тырковой-Вильямс, гимназической подруги Надежды Крупской.
💕Я буду признательна за лайки 👍 и доброжелательные комментарии! Оскорбления и негатив удаляю сразу, давайте уважать друг друга!
А поскольку прислуга выполняла всю домашнюю работу, то Надежда Константиновна хозяйкой была никакой. Впрочем, она и не скрывала своей никчемности в вопросах быта, и писала в своих воспоминаниях о Шушенском, где они жили в доме с ее матерью и Ильичом:
«Зажили семейно. Летом никого нельзя было найти в помощь по хозяйству. Мы с мамой воевали с русской печкой. Вначале случалось, что я опрокидывала ухватом суп с клецками, которые рассыпались по исподу».
«В октябре появилась помощница, тринадцатилетняя Паша, худущая, с острыми локтями, живо прибравшая к рукам все хозяйство».
Как удачно появилась Паша Мезина! Она будет работать у молодоженов до конца ссылки Ленина. Крупская пишет, что девчонка взяла на себя всю черную работу. Две женщины с хозяйством справиться не могли, а вот малолетка управилась. Вставала Паша в полпятого утра, топила печь, быстренько доставляла воду с реки, нарубала щепу, и дрова иногда ловко колола, затем нагревала воды для умывания и чаепития, убирала, готовила, кормила всех троих. Затем мыла посуду, выносила мусор и снова кормила, ставила самовар — и так до ноченьки.
Платили девчонке «2 ½ р. в месяц плюс сапоги». Это была четверть от содержания Ильича. На восемь рублей они жили в Шушенском втроем, питались, снимали жилье, имели возможность нанять прислугу. «Дешевизна в этом Шушенском была поразительная», — напишет Крупская в письме.
Курорт был в Шушенском, не иначе. Пособие Ленину платило треклятое царское правительство. В ссылку Ильич шел не по этапу, как остальные рабочие-бедолаги, а выхлопотала Мария Ульянова сыну мягкий вагон. Беседуя с соседом, выяснил Ильич, что в Шушенском — здоровые края, вода, полезная для желудка. Ленин написал прошение в Шушенское. Удовлетворили.
За пособие, плаченное царем, Ильич «имел имел чистую комнату, кормежку, стирку и чистку белья — и то считалось, что дорого платит...»
«Правда, обед и ужин был простоват — одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока всего не съест; как съест — покупали на неделю мяса, работница во дворе, в корыте, где корм скоту заготовляли, рубила купленное мясо на котлеты для Владимира Ильича — тоже на целую неделю. Но молока и шанег было вдоволь и для Владимира Ильича и для его собаки, прекрасного гордона – Женьки, которую он выучил и поноску носить, и стойку делать, и всякой другой собачьей науке». (Н.К. Крупская, «Мой муж — Владимир Ленин»)
Сомневаюсь, знала ли вообще Крупская что-нибудь о народе, который собиралась раскрепощать? И как собиралась обходится без вот таких Паш или Маш? Искренне удивляется Крупская в своей книге: «В Сибири – в Минусинском округе – крестьяне очень чисто живут, полы устланы пестрыми самоткаными дорожками, стены чисто выбелены и украшены пихтой».
Ссылка, по словам Крупской, прошла хорошо. Ленин охотился, играл в шахматы, читал книги, изучал быт деревенский, крестьянские настроения исследовал, встречался с другими ссыльными. Крупская с матерью развела огород, которым очень гордилась. Выращивала огурцы, сажала зелень. Владимир Ильич потолстел, зарумянился, отъелся. Им бы там и остаться. Глядишь, обрели бы счастье. Но ссылка кончилась, надо было возвращаться в город.
💕Я буду признательна за лайки 👍 и доброжелательные комментарии! Оскорбления и негатив удаляю сразу, давайте уважать друг друга!
Кремлевская жизнь
После разгона Учредительного собрания в Питере оставаться смысла не было. И все революционное правительство тайно переехало в Москву. Предварительно разгромив Кремль и часть башен с церквями, народная власть заселяется в новые квартиры. Сначала многие живут в гостиницах «Националь» и «Метрополь». Но позже переезжают в отремонтированные апартаменты Кремля. Но и тут без прислуги жить не получается. Поэтому вчерашние ярые радетели народа нанимают помощников, кухарок, нянек, домработниц, охрану, водителей, медицинский персонал.
В Кавалерском корпусе размещаются около сотни революционных лидеров. Для них выделено 74 комнаты. И еще выделены рабочие помещения для обслуги, числом 70 человек. К 1920 году количество обслуживающего персонала увеличивается до 240 человек. Правда и сам «кремлевский спецгородок» разрастается до полутора тысяч квартир, занятыми представителями высшей власти.
«Представляется крайне важным предоставить в распоряжение столовой при Совете известное количество ветчины, птицы, консервов мясных, сыра». Записка эта датируется 1918 годом, и предназначена для Московского продовольственного комитета. Подписана Комаринцевым, управляющим канцелярией Совнаркома.
Если в 1918 году с продуктами наблюдались перебои, («мука с песком, солонина и красная икра без ограничений, в связи с прекращением экспорта» (Л. Троцкий), то к 1922 году проблема была решена полностью. К столетию рождения Ильича в печати появился рассказ , как Крупская попросила свою домработницу испечь пирог к дню рождению вождя. Но яиц не оказалось. Она послала прислугу занять пару яиц у соседей. Но Ильич рассердился, сказав, что «если не положено, то и не надо». С одной стороны понятно, что справедливый Ильич — за честность распределения пайков, но с другой — мы узнаем, что по-прежнему на семью работает прислуга. Впрочем, слуги была у всех семейных партийцев.
«Среди бесчисленных кремлевских лакеев и всяких иных служителей было немало старцев, которые прислуживали нескольким императорам»,— вспоминает Л. Троцкий. (Как пренебрежительно отзывается революционер о слугах!) Один из таких, некий Ступишин, сильно привязался к Ленину. Старик без конца сметал пыль, а во время обеда в столовой постоянно поправлял тарелки с двуглавым орлом из императорского сервиза, чтобы гордая птица была прямиком напротив обедающего Ленина. (Большевики с удовольствием пользовались царскими вещами: посудой, мебелью, украшениями).
Вскоре и вовсе стало вольготно. Дачи, санатории, автомобили, спецкухня. Но об этом — в следующий раз!
💕Я буду признательна за лайки 👍 и доброжелательные комментарии! Оскорбления и негатив удаляю сразу, давайте уважать друг друга!