Ви́ктор Ро́бертович Цой (21 июня 1962 , Ленинград , РСФСР , СССР — 15 августа 1990 , близ села Кестерциемс , Тукумский район , Латвийская ССР , СССР ) — советский рок-музыкант , автор песен и художник . Основатель и лидер рок-группы «Кино », в которой пел, играл на гитаре и являлся автором песен.
Кроме этого, снялся в нескольких фильмах. Лучший актёр 1989 года по версии журнала «Советский экран ».
Виктор Цой был единственным ребёнком в семье инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя и преподавательницы физкультуры Валентины Васильевны, русской по национальности[1] [⇨] . Детство музыканта прошло в Ленинграде в окрестностях Московского парка Победы : он родился в роддоме на Кузнецовской улице (располагается внутри парка; сейчас это кардиоцентр), семья до 1990-х годов жила в примечательном «генеральском доме» на углу Московского проспекта и улицы Бассейной (сейчас это памятник архитектуры )[2] . Некоторое время Виктор учился в близлежащей школе на улице Фрунзе , где работала его мама[3] В 1973 году родители Цоя развелись, а через год повторно вступили в брак[4] .
С 1974 по 1977 год Цой посещал среднюю художественную школу, где возникла группа «Палата № 6 » во главе с Максимом Пашковым[5] . После исключения за неуспеваемость из художественного училища имени В. Серова [6] поступил в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву [7] : Цой профессионально вырезал из дерева фигурки нэцкэ [8] . В молодости был поклонником Михаила Боярского и Владимира Высоцкого , позднее — Брюса Ли , имиджу которого начал подражать[9] . Увлекался восточными единоборствами и часто дрался «по-китайски» с Юрием Каспаряном .
Музыка
Палата № 6 и Автоматические удовлетворители
Основная статья: Палата № 6 (группа)
Основная статья: Автоматические удовлетворители
В конце 1970-х — начале 1980-х началось тесное общение между Алексеем Рыбиным из хард-роковой группы «Пилигримы» и Виктором Цоем, игравшим на бас-гитаре в группе «Палата № 6 »; оба они познакомились в гостях у Андрея Панова (Свина), на квартире которого часто собирались компании, а также репетировала его собственная панк-группа «Автоматические удовлетворители ».
Виктор Цой и Алексей Рыбин в составе «Автоматических удовлетворителей» ездили в Москву и играли панк-рок -металл на подпольных концертах Артемия Троицкого . Во время аналогичного выступления в Ленинграде по случаю юбилея Андрея Тропилло произошло первое знакомство Цоя с Борисом Гребенщиковым .
Первая[28] выставка Цоя состоялась лишь в 2020 году (в Галерее искусств KGallery ), где были представлены работы из архива Наталии Разлоговой [29] , куратором выступил Дмитрий Мишенин. Выставка показала, что если бы музыкант не погиб в 1990 году, «он мог бы стать ещё и знаменитым художником »[30] .
— утверждает Мишенин[23] .
В интервью «Новой газете » куратор первой экспозиции Виктора Цоя утверждает[31] :
Одним взмахом кисти, точнее, одной или парой работ он мог сделать то, о чём мечтали его коллеги: создать новое направление в отечественном искусстве. За свою недолгую карьеру художника он был и перформером, и стрит-артистом, и даже неоакадемистом.
В 2021 году запланирована масштабная выставка-байопик «Виктор Цой: путь героя» [32] .