Найти тему

“Коррозия Металла”. История одной из самых известных фотографий группы.

Группа "Коррозия Металла", июнь 1989 года. На фото справа налево: Сергей (Паук) Троицкий, Роман (Костыль) Лебедев, Александр (Ящер) Бондаренко, Сергей (Боров) Высокосов.
Группа "Коррозия Металла", июнь 1989 года. На фото справа налево: Сергей (Паук) Троицкий, Роман (Костыль) Лебедев, Александр (Ящер) Бондаренко, Сергей (Боров) Высокосов.

В 1989 году я работал штатным фотографом Московской Рок-Лаборатории. На одном из сборных концертов, в котором принимала участие лабораторская группа “Э.С.Т.”, ко мне подошёл Владимир Марочкин - главный редактор журнала “Сдвиг”, издаваемого Рок-Лабораторией, и сказал: “Миша, сейчас на сцену выйдет группа. Она не входит в состав Рок-Лаборатории, но группа эта интересная. Обрати на неё внимание. Тебе, как фотографу, она должна быть особо интересна”.

Так я впервые увидел группу “Коррозия Металла”. И она мне очень понравилась. Симпатия эта оказалась взаимной, крепкой и долговечной. Она длится до сих пор.

Музыкантам группы “Коррозии Металла” нравились мои фотографии. Как следствие, её лидер Сергей (Паук) Троицкий приглашал меня на её концерты. Кроме того, он регулярно звонил мне и интересовался, что у меня нового. И если у меня появлялись новые идеи, или новые способы съёмки, а также какие-нибудь новые технические приспособления, он предлагал мне попробовать их, снимая “Коррозию Металла”.

Теперь, чтобы рассказать о том, как была сделана одна из моих самых известных фотографий Коррозии, мне надо ненадолго отвлечься от основной темы.

Так получилось, что в июне 1989 года, будучи штатным фотографом Рок-Лаборатории, я ещё работал в кооперативной фотостудии. В этой студии делали фотографии на документы и там работал мой знакомый. По его словам, дела в студии шли хорошо с точки зрения доходов. Но при получении своих фотографий клиенты частенько устраивали скандалы, потому что заплатив немалые деньги, они ждали и соответствующего результата, а вот результат их как раз и не устраивал.

Мой знакомый попросил меня помочь поставить дело так, чтобы результат работы студии клиентов устраивал. У меня это получилось, но для этого пришлось поработать в студии два месяца. Это время ушло на то, чтобы сначала изучить применяемые там съемочный и лабораторный процессы, а затем предложить изменения, улучшения и воплотить их в жизнь.

В наше время любое съёмочное и осветительное оборудование для фотостудии можно купить в магазине. В описываемые мной времена всё было иначе. Съёмочная техника в магазинах была. Пусть это была только отечественная техника, но всё же была. А вот профессионального осветительного оборудования для фотостудий в магазинах не было вовсе. Его надо было либо изготавливать самостоятельно, либо заказывать умельцам.

В один прекрасный день в студии появилось новое оборудование для съёмки. Это были две стойки с держателями, на которые можно было установить фотовспышки и зонты-отражатели. Умелец, сделавший эти стойки, в своё основное рабочее время, по всей видимости, занимался проектированием строительных кранов. И стойки, сделанные им, были прочными, основательными и очень массивными. Они были изготовлены из толстенных труб. Трубы эти были сделаны не из лёгкого алюминиевого сплава, а из нержавеющей стали и, как следствие, были очень тяжёлыми.

Как раз в тот момент, когда я рассматривал эти стойки и думал, что же с ними делать, мне в студию позвонил Сергей (Паук) Троицкий.

- Привед! Как бодрость духа? - сказал Паук, - я себе ногу сломал, например. А ты чем занимаешься?

- Привет. Я сейчас стойки рассматриваю, - ответил я.

- Какие ещё стойки? Для чего они? - Паук, как всегда, был очень любопытен.

- На эти стойки можно установить вспышки и зонты-отражатели. Это нужно, чтобы получать качественный свет для фотосъёмки. С этим оборудованием можно сфотографировать рок-группу и снимки будут красивыми, как в журнале “Metal Hammer”, - объяснил я.

- Ух ты! А мы сейчас, как раз все вместе на базе собрались! И дичайше хотим сфотографироваться, например! Можешь нас сфотографировать, как в журнале “Metal Hammer”! - сразу оживился Паук.

- Эти стойки такие тяжёлые, что их еле-еле можно по студии передвигать. А уж ехать с ними куда-нибудь и вовсе не получится, - ответил я.

- А мы за тобой сейчас машину пришлём! Какая нужна, легковая, или грузовая? - не унимался Паук.

Я пошёл к владельцу студии и спросил, можно ли мне уехать, чтобы сфотографировать “Коррозию Металла” и нельзя ли взять с собой стойки. К счастью, Андрей, владелец фотостудии, был любителем рок-музыки и поклонником моего творчества. На стенах его кабинета висели постеры “Сдвиг-Афиши”, сделанные из моих фотографий. Андрей отпустил меня на съёмку, разрешил взять с собой стойки и сказал, чтобы насчёт фотостудии я не беспокоился и в случае необходимости он сам меня подменит.

Когда я приехал на репетиционную базу Коррозии, то увидел, что слова Паука “я себе ногу сломал” - не пустой звук. У него, действительно, был перелом. Нога была загипсована и ходил он на костылях. Но при этом он был счастлив! Когда мы готовились к съёмке, его лицо было очень оживлённым и буквально светилось в предвкушении чего-то неведомого, невероятного и очень значительного! “Коррозия Металла” готовилась к фотосъёмке и ожидалось, что снимки получатся красивыми, как в журнале “Metal Hammer”! Движения, голос и выражение лица Паука просто излучали счастье! И это врезалось мне в память.

В поисках места для съёмки мы осмотрели всю репетиционную базу, но подходящего места не нашли. Но было одно место вне помещения рядом с базой, которое мы облюбовали во время одной из наших предыдущих съёмок. Там мы и решили провести нашу фотосессию.

Паук сказал, чтобы я готовил своё оборудование, а он тем временем организует тусовку и подготовит всё необходимое.

Для того, чтобы сделать снимок, было решено задействовать всю изобразительную мощь группы: людей в белых балахонах, гроб и огромный человеческий череп! Но всё это, конечно же было всего лишь красивой оправой для бриллианта. А роль бриллианта должны были сыграть музыканты группы - Паук, Боров, Костыль и Ящер. Кстати, череп по имени “Папа” достался Коррозии в наследство от группы “Чёрный Обелиск”.

Когда все и всё были готовы к съёмке, я прикинул, как лучше разместить людей и предметы в кадре и решил, что четыре стоящих человека в балахонах и гроб между ними составят задний план композиции, а на переднем разместятся череп “Папа” посередине и сидящие музыканты по бокам от него.

На фотографии Сергей (Паук) Троицкий и Роман (Костыль) Лебедев держат костыль. Это не декоративный атрибут для фотосъёмки. Напомню, что Паук фотографировался со сломанной ногой и костыль был ему необходим, чтобы ходить. Сломанной была правая нога и на снимке она прямая, потому что в гипсе.

Самое главное на фото - это позы и выражения лиц у людей. Позы мы выбрали и отрепетировали заранее. Выражения лиц мы обсудили и тоже отрепетировали, чтобы ничего случайного на снимке не было. Боров на фото спокойно покуривает сигарету. У остальных выражения лиц зверские. С такими выражениями лица долго не просидишь. Поэтому мы придумали способ съёмки, который назвали “Три-четыре-Хоп!”. Когда я говорил: “Три-четыре”, музыканты принимали нужные позы. Потом я говорил: “Хоп!” - и в это момент музыканты корчили гримасы, а я нажимал на кнопку фотоаппарата.

Когда я проявил плёнку и напечатал фото, то был разочарован. Помнится, я подумал: “Такая мощная подготовка и такой скромный результат!”. Снимок не был похож на те, которые печатались в журнале “Metal Hammer”. Да и как он мог быть похож? Он был чёрно-белым, а в журнале фотографии были цветными.

А вот Пауку и его команде снимок понравился и они сделали из него плакат. Андрею, владельцу фотостудии, где я работал, фотография тоже понравилась, а плакат с ней он повесил на стену рядом с постерами “Сдвиг-Афиши”.

Метод “Три-четыре-Хоп!”, разработанный мной на съёмках “Коррозии Металла”, я стал применять и при съёмках других рок-групп. Со временем привычка говорить “Хоп!” перед тем, как нажать на кнопку фотоаппарата, укоренилась у меня очень прочно и сохранилась до сих пор.

Фото и текст: Михаил Грушин.

Мои статьи о рок-событиях конца 1980-х годов

В гостях у Анатолия Крупнова

Про группу "Коррозия Металла", газету "Спид-Инфо" и Жанну, жену Сергея (Паука) Троицкого

Фестиваль "Monsters of Rock" или "Тушинское побоище" глазами очевидца

Концерт группы “Э.С.Т.” в Горбушке 19 июня 1988 года

Анатолий Крупнов и группа “Чёрный Обелиск” в Олимпийской Деревне. Исторический концерт 1988 года глазами очевидца.

Я фотографирую рок-музыкантов с 1987 года по настоящее время. Регулярно публикую статьи о рок-музыке. Интересна эта тема? Подписывайтесь на мой канал!

Метал
1493 интересуются