Сатира на жизнь итальянской и в общем-то мировой богемы, высмеивание пафосного и изощрённого языка аристократов и, наконец, ответ на главный вопрос "В чём смысл жизни?" в самой лёгкой форме художественного языка кино - всё это в точности описывает визуальный и аудиальный шедевр мирового кинематографа от Паоло Соррентино "Великая красота".
Краткий обзор фильма
Италия, Рим, 21 век скоротечной и развратной жизни. Повествование ведётся от лица журналиста Джеппа Гамбарделла. Его образ ключевой в понимании картины, какой бы смысл в ней не находил зритель, поэтому о нём ещё пару слов. Джепп написал весьма успешный роман, однако всего один и почти 40 лет назад. После этого работал журналистом и обитал в среде римской богемы. Всё это время он более или менее осознанно искал и, пожалуй, ищет идею для новой книги, хотя всем говорит, что больше писать не станет. Однако пытливый ум и не остывший с возрастом интерес к созиданию не позволяют Джеппу полностью растворится в лёгкой жизни аристократии. Наблюдая за людьми вокруг себя он замечает нечто глупое и бездумное, но одновременно и поразительное.
Как фильм говорит со зрителем?
Сперва, считаю важным рассказать о том, какими способами, по моему мнению, режиссёр взаимодействует с аудиторией.
Паоло Соррентино общается со зрителем многими языками, однако начать, безусловно, стоит с видеоряда. Тон каждой сцены задаётся общими планами, которые позже сменяют более интимные - средние и крупные планы актёров. Интимные они в первую очередь потому, что, как правило, действие происходит в пространстве с большим числом людей, и когда оператор, как бы подглядывая, выбирает какую-то конкретную пару или группу людей среди многих, зритель будто вместе с ним тайно наблюдает за их диалогом. И, конечно же, пикантности таким моментам придают темы, на которые разговаривают герои.
Следующий важный художественный язык - это, несомненно, музыка. Если оператор задаёт тон будущей сцене, то музыкальное сопровождение создаёт фон, на котором будет разворачиваться действие. Таким образом, получается своего рода парадокс, ведь обычно всё наоборот: фон - это картинка, а тон - музыка. Однако именно в таком пересмотре стандартного подхода и заключается одна из важных особенностей Соррентино - он использует те же методы, что и другие режиссёры, только в другом порядке и для противоположных целей.
Последними, но не по значимости, отмечу диалоги. Разговор - это, наверное, самый очевидный язык идей в кинематографе. Цитаты многих фильмов изучают годами и десятилетиями, а некоторые просто-напросто обретают глубокий смысл лишь спустя время. Красота диалогов в La Grande Belezza не уникальна - это устоявшийся приём: представление фундаментальных и интересных идей в лёгкой, а зачастую и в шутливой формах. Сарказм и ирония - не только прекрасный метод обличения чьих-либо пороков, но и хороший способ ненавязчиво сказать нечто серьёзное без излишнего пафоса. Так и строится интереснейшее взаимодействие через диалог героев между собой и коммуникация фильма со зрителем.
О чём фильм говорит со зрителем?
Главных тем у фильма целых две, что немало, так как в некоторых картинах и одну-то усмотреть невозможно.
Первая из них и та, что лежит на поверхности - тема грядущего упадка или светлого будущего. Поколение главного героя - уже не главное в этом мире. В большинстве своём люди его возраста уже не вершат судьбы, а скорее наблюдают. И наблюдение это, как правило, с толикой грусти и сожаления. Отчасти из-за разочарования в жизни нового поколения, а отчасти и из-за сожаления о бессмысленно проведённой собственной. Соррентино, конечно, не даёт ответа на вопрос, что ждёт мир человека в будущем, но позволяет зрителю самому рассуждать над этим вместе с главным героем.
Джепп наблюдает за жизнью римской богемы так же, как прошлое поколение смотрит на новое, хотя сам писатель к этой богеме и относится. Даже кульминацией фильма можно считать разговор в компании главного героя и своеобразный вердикт от Джеппа для Стефании, в котором он обличает и раскрывает всё то, о чём не принято говорить в подобных кругах. Джепп признаёт страшную правду о том, что дни их протекают уже давно бесцельно и бессмысленно, что смерть близко, а жизнь так и не оправдала ожиданий, возложенных на неё юностью. Но Гамбарделла и не думает критиковать их образ жизни и пустые разговоры, напротив, он убеждён, что единственное, что им остаётся - говорить с умным видом о глупых и временных вещах, чтобы отвлечься, не думать хотя бы моментами обо всём упущенном и несбывшемся. Не думать о бренности и потерянности рода человеческого в этом мире. Ведь, возможно, именно в этом и спасение - в отречении от вечного и наслаждении жизнью в моменте. Да, вероятно и скорее всего, момент этот пуст и малого стоит в глобальном смысле, но много ли стоит постижение чего-то глобального, если цена этому - боль длинною в жизнь.
Но что заставляет Джеппа вдруг задуматься о поиске смысла в его жизни? Ведь его собственная философия, которую он и озвучивает, заключается в ровно противоположном. Здесь и находится вторая главная тема фильма - первая потерянная любовь.
Катализатором начала мысленного путешествия главного героя становится пожилой мужчина, которого Джепп никогда не видел до встречи на лестничной клетке своего дома. Он - муж женщины, с которой Джепп расстался сорок лет назад. Супруг этой женщины сообщил ему, что она умерла, но у неё остался дневник, который он прочёл. Там было написано, что Джепп - любовь всей её жизни, а про мужа написана лишь одна строчка - "хороший друг".
Список тем, которые Соррентино поднимает этой линией, невообразим, но отметить хочется одну - именно потерянную первую любовь.
Существует теория, что хоть любить мы можем и не один раз, но первая любовь, любовь юности и зачастую наивности, оставляет столь глубокий след, что после, как бы не хотели забыть, мы всё равно ищем те чувства, которые когда-то испытали к одному человеку. Расстаться можно было и с болью, и с лёгкостью, но след внутри нас останется. Скорее всего, мы этого даже не заметим, а лишь будем ощущать последствия.
Такая теория объясняет, отчего в жизни столь большого числа людей, как будто бы без причины, так много расставаний. Ведь единственный вопрос, который действительно интересует Джеппа, не было ли написано в том дневнике причины, по которой она решила расстаться с ним. Однако мужчина отвечает, что этого он не прочёл, а дневник выбросил. Ответ на этот вопрос навсегда остаётся загадкой. И это самое страшное - осознание того, что, возможно, причины и не было. А ведь история трагедии Джеппа - лишь единичный пример в художественном фильме. А в реальном мире людей с подобной историй не счесть.
Грустно ли это? Безусловно, да. И если зрителю достаточно для духовного удовлетворения лёгкого философского настроения, приправленного меланхолией, то на этом можно и остановиться, но пытливые, не обделённые воображением умы явно захотят пойти дальше и увидеть, к чему весь этот извилистый и порой надуманный путь рассуждений может привести.
Что же такое "Великая красота"?
На самом деле, этот вопрос и задаёт Джепп Гамбарделла себе и зрителю. Он ищет "Великую красоту", чтобы написать книгу, но когда находит, открывает для себя куда более важную истину. По моему мнению, "великая красота" в фильме - это и есть те, с первого взгляда, глупые и пустые моменты жизни людей. Разговоры ни о чём, прогулки по ночному городу, музыка вокруг - всё это мимолётно, но именно нечто временное и прекрасное отражает бессмысленность вечности. Пустота вокруг заполняет пространство внутри человека, делая его жизнь не такой глупой и бессмысленной. На мой взгляд, в этом и есть немного грустная мораль "Великой красоты".
Любовь той женщины к Джеппу была хоть и тайной, но всё же, кажется, вечной. Только толку от вечной любви навсегда одинокому мертвецу? Для них двоих остались лишь моменты из прошлого, которые и хранят в себе нечто действительно важное. А теперь Джеппу остаётся лишь замечать в повседневной жизни вокруг себя эту "великую красоту". Ещё разве что написать о ней книгу, может быть.
В заключение...
Хотелось бы сказать о вещах более прозаичных, но не менее важных в кино.
Первое - выбор актёра для главной роли. Тони Сервилло поразителен. В своих перевоплощениях он может потягаться с Леонардо Ди Каприо. Он частый гость в фильмах Соррентино, но его невозможно узнать в роли плейбоя философа в "Великой красоте", если вы уже видели его замкнутым гениальным политиком в "Изумительном". При этом, что важно, как по мне и в случае Сервилло, и в случае Ди Каприо - они не теряют своей идентичности. Как бы точно они не вжились в роль, эти актёры оставляют как бы свою подпись на работе, по которой их можно узнать даже за многими слоями грима. Подобные актёры становятся наиболее яркими и удачными примерами настоящего актёрского мастерства мирового уровня без потери самоидентификации.
Второе, пожалуй, локация. Рим был явно очевиден для Соррентино, как для итальянца. Однако не так очевиден для остальных наций - существует множество городов куда более сильно погрязших в бессмысленности существования их обитателей по общепринятым меркам. Но именно Рим стал так близок по духу картине (или картина ему). Ведь Рим - это не только современная столица Италии и обитель громких вечеринок, это и наследие прошлого, величайшие памятники Античности и Возрождения, воспевающие и по сей день руки мастеров, создавших их. Это вновь отсылает нас к проблеме прошлого и будущего, поколения уходящего и поколения приходящего. Режиссёр, кстати, довольно часто играет на контрасте старого и нового, зачастую сталкивая этих двоих лоб в лоб, то ли на потеху зрителю, то ли чтобы показать что-то по-настоящему важное.
На этом у меня всё! Делитесь публикацией и, пожалуйста, если вам есть что сказать, оставляйте развёрнутые комментарии на тематику фильма, здесь собрались люди, которым это действительно интересно.