Российские вузы вернулись к очной форме обучения. Можно подвести итоги онлайн образования. Опыт карантинных мер в связи с COVID-19 позволил извлечь уроки во всех сферах жизни. Соблюдение норм безопасности и бережное отношение друг к другу стали приоритетными задачами для общества. Новые жизненные реалии вызвали массовый интерес к дистанционному обучению, которому предшествовала стадия отрицания, традиционная для любых нововведений. Но длительный период самоизоляции позволил снять целый ряд заблуждений и страхов, связанных с удаленным получением знаний.
Скептики утверждали, что «очный формат образования скоро перестанет существовать» . Но последние события полностью опровергли эти домыслы. Цифровое обучение не ставит своей целью заменить живое общение преподавателя и учащегося. Все ограничения были связаны только с эпидемиологической ситуацией в стране. Сегодня уже очевидно, что EdTech инструменты обогатили очный образовательный процесс, а не заменили его. А федеральный проект «Цифровая образовательная среда» дал дополнительный толчок к развитию онлайн взаимодействия обучающихся и педагогов.
По данным Министерства просвещения сегодня в России открыто более 40 тысяч школ, но далеко не все из них оснащены современным программным обеспечением. Многим педагогам не хватало экспертных знаний и оборудования, чтобы проводить дистанционные уроки без потери качества обучения.
Период самоизоляции дал учебным заведениям время на наращивание «цифровых ресурсов». Школы приобрели современное оборудование, появились электронные материалы для удаленного обучения. Вузы провели масштабный ремонт помещений, оснастили лаборатории и обновили аудиторный фонд. Пандемия при всем своем негативном влиянии поспособствовала в укреплении связей на всех уровнях обучения, произошла глобализация образовательного процесса.
Другое заблуждение, что «цифровая среда – это и есть дистанционное образование» возникло от недостатка опыта взаимодействия с виртуальным пространством. Цифровая среда включает в себя лишь набор инструментов для наращивания качества современного образования. Электронные дневники, интерактивные доски, видеоматериалы повышают уровень не только дистанционного, но и очного обучения. Кроме того, цифровая среда дает возможность интегрировать в учебный процесс тех, кто по тем или иным причинам не может посещать занятия в классах.
Удаленный формат обучения существовал и до начала четвертой промышленной революции. Например, на подготовительных курсах в вузах будущие абитуриенты пользовались почтой для получения заданий и отправки готовых ответов. Очно проходили только аттестации по результатам усвоения знаний. Сегодня цифровые технологии позволяют сдавать даже устные экзамены в режиме реального времени, находясь за тысячи километров от экзаменационной комиссии.
Ещё одно опасение, что «дистанционное обучение сократит количество рабочих мест для преподавателей», также оказалось беспочвенным. Напротив, для интеграции высокотехнологичных ресурсов в образовательный процесс нужны квалифицированные кадры. Диджитализация обучения дала педагогическому составу импульс для расширения своей экспертизы в цифровой среде. Переход на онлайн обучение позволил учителям сократить время на проезд до школы и обратно, освободив дополнительные ресурсы на более детальную проработку учебной стратегии.
В самом начале перехода на удаленный формат звучали опасения, что «дистанционное обучение не может быть качественным» . В дальнейшем появление востребованных онлайн мероприятий и активное развитие электронных образовательных программ показали, что виртуальное пространство не ограничивает, а обогащает привычный учебный процесс новыми знаниями и инструментами. Интеграция обучения в цифровую реальность дала мощный толчок для анализа и исследований различных методов обучения с использованием высоких технологий.
Учащиеся и студенты научились выполнять задания, используя программное обеспечение. Сократилось время на рутинную работу. Сегодня автоматическая цифровая проверка и мгновенный сигнал программы об ошибке помогают мгновенно получить обратную связь и восполнить недостающие знания. Электронные обучающие материалы, в отличие от бумажных носителей, - это более емкий и долговечный источник знаний. Наработки цифровых платформ позволяют быстро проверить достоверность любой информации посредством всемирной сети интернет.
Аргумент, что «на обучающие платформы для дистанционного образования зря уходят деньги из госбюджета» противоречит Указу о национальных целях развития России, в частности пунктам о цифровой трансформации и вхождении РФ в первую десятку стран мира по качеству образования. Вложения в обучение детей - это инвестиции в будущее страны, ее развитие и рост.
Для эффективной цифровизации системы образования во всех субъектах федерации необходимы единые государственные стандарты. Школам и вузам нужен безопасный и качественный обучающий контент, который будет понятен участникам различных уровней процесса получения знаний. Постоянный открытый диалог между педагогами по всей стране позволит выработать единую цифровую платформу для обмена опытом и наработками, наращивания потенциала, а также развития и внедрения эффективных методик обучения.