Для тех кто в теме, заголовок может показаться бредовым. Какие враги у стоиков, если они никому не желают зла? Но ведь воевал Марк Аврелий с парфянами, маркоманами и сарматами. Значит враги были.
Как вообще у стоиков появляются враги? Вряд ли из-за того, что стоик питает к кому-то ненависть. И даже не из-за того, что кто-то питает ненависть к стоику. Такие люди не воспринимаются стоиком как враги. Вот, например, из Марка Аврелия: "Кто-то станет презирать меня? Его забота. А моя забота, как бы не случилось, что я сделал или сказал что-нибудь достойное презрения. Кто-то возненавидит? Его забота. А я, благожелательный и преданный всякому, готов и ему показать, в чем его недосмотр, — без хулы, без намека на то, что вот-де терплю, а искренно и просто".
Имхо, враги у стоика появляются в силу, так сказать, исторических обстоятельств. Ведь каждый стоик принадлежит какому-то народу и является гражданином какого-то государства. У этого народа, у соответствующего государства скорее всего существуют враги, появившиеся в силу независящих от стоика исторических и геополитических причин. Не суть важно как это случилось, и кто в этом виноват. Важно то, что стоик выполняя долг перед своим народом и перед своим государством обретает врагов, к которым относится без ненависти, но выполняя свой гражданский долг.
Именно такими врагами были парфяне, маркоманы и сарматы для Марка Аврелия. И именно такими врагами были вьетнамцы для адмирала Стокдейла. Известно, что Стокдейл понимал несправедливость американской агрессии во Вьетнаме и высказывал своё негативное отношение к ней. Но как стоик он всегда поступал должным образом, и воинский долг обязывал его принять участие в этой войне. Он честно воевал и стал героем этой войны для своего народа. Нет никаких гарантий, что судьба не поставит любого из нас в аналогичное положение.
Поэтому актуален следующий вопрос. Как стоики должны относиться к своим врагам? Соответствующие наставления можно найти у Музония Руфа:
- Свой воинский долг необходимо честно исполнять: "Действительно, мы говорим, что достойный презрения человек распознается в том числе и по его неспособности причинять вред врагам".
- Но если противное не диктуется военной необходимостью, к врагам нужно проявлять милосердие: "Однако гораздо легче он [презренный человек] распознается по неспособности оказывать им [врагам] помощь".
- И не следует быть жестоким: "Считать, что мы будем достойны презрения в глазах других, если не станем всеми способами вредить первым встречным врагам, — это в особенности свойственно людям низким и невежественным".
В общем, надо воевать хорошо, но не проявлять жестокость и быть милосердным. Если мы проявим человечность к своим врагам, у нас будет шанс преодолеть эту вражду, которая возникла не по нашей воле, но которую нам приходится расхлёбывать.
#философия жизни #стоицизм #философия #доброта #враги