Найти тему
Опыт не пропьешь

Что такое Морской круиз?

Несколько советов не очень трезвым взглядом

Фото автора
Фото автора

Статья — отдельный вид искусства, а посему напишу несколько советов в виде реплик.

1. Морской круиз — это настоящее морское путешествие, а не переезд из одного города в другой на транспортном средстве. К нему следует относиться как к комплексному отдыху, состоящему из экскурсий, прогулок, времяпрепровождении на круизном судне (в его ресторанах, барах, казино, театре, бассейнах, аквапарке, СПА и т.д.).

2. Есть круизы массовые, где лайнеры (хотя, этот термин относится больше к трансатлантическим судам, выполняющим роль именно транспорта, а не места для отдыха) берут на борт одну тысячу пассажиров и более. Они доступны обычному гражданину. Но есть круизы очень дорогие и даже экзотические. Например, к Северному полюсу на ледоколах или по Атлантике на небольшом парусно-моторном судне с сотней-двумя пассажирами. Такие круизы очень дороги, ценник от 8 тыс. евро и выше – цена может доходить даже до 50 тысяч евро!

MSC Fantasia в порту Неаполя. Фото автора
MSC Fantasia в порту Неаполя. Фото автора

3. Цены на массовые круизы начинаются от 100 евро (короткие, 1-2 дня) и поднимаются до 1500 и выше. Средний круиз на неделю по Средиземке стоит от 500 евро с человека при двухместном размещении в каюте.

4. Если вы никогда не бывали в круизе, попробуйте для начала небольшой круиз по Средиземному морю продолжительностью 2-4 суток; возможно, что вас такой отдых не вдохновит. Сейчас много 4-7 дневных круизов и по Красному морю, и в Азиатском (Тихоокеанском) регионе.

5. Цены зависят от круизной компании, туроператора, продавшего вам круиз. Но на самом судне цена дифференцирована в зависимости от класса плавсредства, типа каюты («темная» – без иллюминаторов, с иллюминатором или каюта с балконом). Есть каюты люксовые, двухкомнатные, с джакузи на балконе и даже двухуровневые. Самый оптимальный вариант – каюта с балконом. Также цена меняется в зависимости от палубы. Как правило, чем выше палуба, тем каюта дороже при прочих равных. Например, если цена на «темную» каюту составляет 600 евро, с иллюминатором она будет стоить уже 800, а с балконом все тысячу евро. Разброс примерно такой, хотя может быть и меньше или больше.

6. Каюты бывают одноместные (это редкость), двухместные и даже четырехместные. Часто в каютах раскладывается дополнительное спальное место – диван или полка, выдвигающаяся из подволока. Дети до 18 лет, как правило, путешествуют с родителями бесплатно, если проживают в одной и той же каюте. Но некоторые сборы для них все-же предусмотрены. Также есть «семейные» каюты, где две смежные каюты имеют общую дверь для перехода из одной в другую.

Типичная двухместная каюта (вид от балкона). В каюте есть ванная комната, шкаф для одежды, сейф, диван, письменный стол, пуфики, журнальный стол, телевизор и т.д. В общем - все удобства, которые есть в номере дорогого отеля. Фото автора
Типичная двухместная каюта (вид от балкона). В каюте есть ванная комната, шкаф для одежды, сейф, диван, письменный стол, пуфики, журнальный стол, телевизор и т.д. В общем - все удобства, которые есть в номере дорогого отеля. Фото автора

7. На круизных судах всегда есть каюты для людей с ограниченными возможностями. Они оборудованы различными приспособлениями для инвалидов – от шрифта Брайля до пандусов и подъемников.

8. На «круизниках» cabinэто каюта. Не кабина, не комната и не номер, как вы привыкли в отелях. А палуба – это не этаж. Именно палуба! И если вы хотите сказать, что ваш номер расположен на двенадцатом этаже, то надо говорить – «моя каюта на двенадцатой палубе».

Телефон в каюте. Фото автора
Телефон в каюте. Фото автора

9. Перед выбором каюты ознакомьтесь с ее расположением на схеме судна. Наименее удачное расположение: на корме над румпельным отделением, а также под палубой, на которой расположены рестораны самообслуживания – толпы пассажиров будут регулярно стучать ногами над вашими головами (справедливости ради, шумоизоляция на высоте!). При этом в каютах на нижних палубах меньше ощущается бортовая качка. На мой взгляд, лучший вариант – каюта с балконом примерно в середине судна на 7-12 палубах.

Кильватерный след от работающих винтов. Фото автора
Кильватерный след от работающих винтов. Фото автора

10. Насчет качки. При спокойном море или небольшом волнении она на круизных судах не ощущается. Если шторм 5-6 баллов, то с качкой эффективно справляются стабилизаторы (успокоители качки) – многометровые подводные плоскости, похожие на крылья самолета, управляемые компьютерами (чаще всего такая система). Вы ощущаете легкое покачивание – не более. При сильном шторме – 8-10 и более баллов большое круизное судно заметно переваливается с борта на борт; однако это море и некоторый дискомфорт вы все же почувствуете от уходящей из под ног палубы. Но научиться ходить по ней – дело нескольких часов. Если у вас проблемы с вестибулярным аппаратом, – спускайтесь на нижние палубы, там будет спокойнее. А у администраторов в холле можно взять леденцы от укачивания. Чем больше судно, тем меньше качка. Во время сильного шторма или шквального ветра судовая команда закрывает выход пассажирам на большинство палуб в целях их же безопасности. Детей при попытке выйти на палубу отловят и вернут родителям.

11-балльный шторм в Атлантике. Фото автора
11-балльный шторм в Атлантике. Фото автора

11. Размер – это отдельный вопрос. Современные круизные суда имеют от 10 палуб и более, до 18-19. Длина судов составляет от 200 до 370 метров. Но в размере есть один нюанс: большие «круизники» с большим числом пассажиров (4 тыс. и более) на мой взгляд не обеспечивают полноценный отдых на борту. Персонал не всегда успевает обслуживать, а толпы пассажиров вызывают раздражение. К тому же на таких судах архитектурно сложнее добиться «разведение» пассажирских потоков. Средние суда на 1500-3000 пассажиров более уютны. Небольшие, как правило, имеют чуть ниже класс и часто не такой помпезный (хотя, как сказать) интерьер (опять же, речь идет о массовом круизном отдыхе), но тоже очень комфортабельные.

Круизер MSC Fantasia в порту Ираклиона. Длина 333 м. 18 палуб. На момент съемки - самый большой в Европе. Фото автора
Круизер MSC Fantasia в порту Ираклиона. Длина 333 м. 18 палуб. На момент съемки - самый большой в Европе. Фото автора

12. Что включено в стоимость круиза? Как правило, это проживание в каюте и питание на борту. Сюда же включены чай, кофе, вода. Однако за другие напитки в ресторанах и барах придется доплачивать. Можно приобрести «пакеты» на напитки. При этом, как правило, данные пакеты нужно купить на всех пассажиров каюты. Читайте внимательно условия, они могут различаться. Также в цену круиза включены шоу в театре, пользование общими бассейнами, джакузи, аквапарком и т.д. Некоторые круизные компании предлагают комплексные «пакеты» на СПА, термальные зоны, массаж, спортзал...

Шоу в театре на борту MSC Splendida. Фото автора
Шоу в театре на борту MSC Splendida. Фото автора

13. Как правило, наличные деньги на круизных судах «не ходят». Везде вы расплачиваетесь специальной пластиковой карточкой размером с кредитку, которая является и ключом в каюту, и документом при сходе на берег. На карте отображены ваши имя и фамилия, название судна, даты круиза, название ресторана для ужина, указано место для сбора в случае общесудовой тревоги. При посадке на судно вы привязываете к этой карте некоторую сумму с обычной банковской карты или оплачиваете депозит наличными деньгами. С этого депозита и расходуются средства на все покупки на борту, включая напитки и сувениры из дьюти-фри. Это сделано для удобства, а также чтобы исключить конфликтные ситуации с «чаевыми»: они просто включены в счет.

Инсталляция при входе в винный бар. Фото автора
Инсталляция при входе в винный бар. Фото автора

14. Развлечения на борту зависят от конкретного судна. Это бары, дискотеки, аквапарк, бассейны, кинотеатр, игровые автоматы, театральные шоу, живая музыка. Есть тренажерный зал, библиотека, спортзал, СПА, термальные зоны с саунами и банями. Для детей предусмотрены детские клубы с воспитателями.

Симулятор "Формула-1". Фото автора
Симулятор "Формула-1". Фото автора
Игровые автоматы на борту. Один заезд - 2 Евро. Фото автора
Игровые автоматы на борту. Один заезд - 2 Евро. Фото автора

15. Курить в каютах, ресторанах, барах и холлах запрещено. Но на всех судах есть зоны, специально оборудованные для курильщиков (чаще всего, в барах на открытых палубах или в сигарной комнате). Ищите надпись вроде «Cigar Lounge». В других местах курить не рекомендую: вас могут высадить на берег при первой же швартовке или очень чувствительно оштрафовать.

16. Как организованы круизы? В связи с тем, что судно отходит от какого-то определенного порта, вы добираетесь до него самостоятельно, из своего города, своей страны. Турагентство может предложить трансфер. Добравшись до судна, вы оставляете чемоданы грузчикам – они сами поднимут их к вашей каюте. Пройдя регистрацию, напоминающую «чек-ин» в аэропорту, вы поднимаетесь на борт. На борту вас проверит служба безопасности (просветит ручную кладь и карманы на рамке), и вы занимаете свою каюту. С этого момента ваш отдых начался и вам доступны все блага местной цивилизации. Чаще всего «круизник» осуществляет переходы между портами ночью, но при длинных переходах это могут быть одни, двое и более суток в море. Утром, придя в порт и выполнив все формальности, экипаж приглашает вас спуститься на берег или поехать на экскурсию. Но вы вправе оставаться на борту и вообще никуда не выходить. Магазины дьюти-фри на стоянке в порту не работают, но все остальное функционирует.

Казино. Фото автора
Казино. Фото автора

17. Завтракать и обедать вы вправе в любом ресторане, а также в зоне фастфуда (кстати, как правило очень качественного, с сотней разнообразных блюд). На ужин вы можете посетить фастфуд либо тот ресторан, который указан на личной карточке. Дресс-код на ужин обязателен, хотя многие на него не обращают внимание. Типичный дресс-код на ужин: дамы в вечерних или коктейльных платьях, кавалеры – брюки, смокинг или пиджак. Избегайте слишком открытых и откровенных нарядов, с глубоким декольте или нескромным разрезом на все бедро. Кстати, если вы придете в джинсах и свитере, вас не выгонят, а вот в шортах не пустят. Но голодными вы не останетесь – всегда открыты 1-2 «точки», где можно перекусить и даже полакомиться вкусняшками. Просто имейте в виду, что за ужином в футболках и «псевдо-рваных» штанах вы будете чувствовать себя неуютно.

Официант в ресторане. Он только подает хлеб. Другие официанты обслуживают, разливая напитки, принимают заказы. И у них жилетки другого цвета. Фото автора
Официант в ресторане. Он только подает хлеб. Другие официанты обслуживают, разливая напитки, принимают заказы. И у них жилетки другого цвета. Фото автора

18. Гигиена на борту – важный элемент отдыха. И, несмотря на то, что персонал чистит и моет весь интерьер постоянно, дезинфицирует и полирует все что можно, возьмите за правило мыть руки чаще, чем обычно. Санузлы общего пользования есть на всех пассажирских палубах в достаточном количестве. Это помимо тех, которые расположены в каждой каюте.

Душевая кабина в каюте, рядом «вакуумный» унитаз. Фото автора
Душевая кабина в каюте, рядом «вакуумный» унитаз. Фото автора
Санузел в каюте. Фото автора
Санузел в каюте. Фото автора

19. Персонал на круизных судах – менеджеры, служащие рецепции, стюарды, официанты, повара… Все они прошли серьезное обучение (многие из них – профессиональные спасатели) и сносно говорят на нескольких языках. Проблем с пониманием возникнуть не должно, хотя по-русски говорят далеко не все (чаще всего это персонал из Болгарии, Белоруссии, с Украины). Профессиональные моряки заняты судовождением и обслуживанием механизмов и на глаза вам почти не попадутся.

20. Знакомства с персоналом не возбраняются, но флирт с пассажирами запрещён им по контракту. Вы можете общаться с официантами, кэбин-стюардами (это те, кто убирает вашу каюту), барменами и сотрудниками других служб. Однако если официант, например, находится на рабочем месте, то не следует злоупотреблять его временем – ему могут начислить штрафы.

Наташа - официантка из Одессы. Фото автора
Наташа - официантка из Одессы. Фото автора

21. Архитектура круизного судна любопытна тем, что вы почти не пересекаетесь с персоналом, который в данный момент не работает. У них свои зоны отдыха, жизни; свои рестораны и бары, куда вас просто не пустят. В этом есть еще большой плюс – вы никогда не увидите ни моряков, ни персонал в грязной одежде, с грязными руками. А вообще они обязаны быть чистюлями.

22. Если вы не любитель коллективных экскурсий, которые могут занять целый день, а иногда и два (да, бывают и такие, с ночевкой в отеле какого-нибудь удаленного от побережья города), то лучше заранее предусмотреть, куда вы пойдете гулять после швартовки в порту. При этом надо понимать, что чаще всего «круизы» швартуются достаточно далеко от пассажирского выхода из порта. Круизная компания предложит воспользоваться бесплатными (а иногда очень даже платными) шаттлами, курсирующими между судном и городом либо прогуляетесь пару километров по причалу пешком. Но последний вариант для тех, кто обладает неплохим здоровьем, так как под лучами палящего солнца идти мимо бетонных строений не очень романтично и легко. К тому же вы тратите драгоценное время.

Ужин готов! Фото автора
Ужин готов! Фото автора

23. Когда возвращаться на судно после прогулки? Минимум за час до отплытия, указанного в ежедневной программке. Круизное судно – не автобус, и его отход – процедура, занимающая много времени. Если вы опоздаете, то вас просто могут не пустить на борт. А ждать вас никто не станет: аренда трехсот метров причала – дорогое удовольствие. Придется догонять судно в другом порту, потратив немало денег и нервов. Увы, на флоте не любят нарушителей правил. Кстати, советую не спускаться на берег без банковской карты, даже если ничего покупать не собираетесь. Мало ли что может случиться, и вам понадобятся деньги?

Дискотека. Фото автора
Дискотека. Фото автора

24. И последнее. Не сидите в закрытых помещениях, гуляйте чаще по открытой палубе. Свежий морской воздух, не прошедший фильтры систем вентиляции, очень полезен для здоровья!

MSC Fantasia в порту Мессины, Сицилия. Фото автора
MSC Fantasia в порту Мессины, Сицилия. Фото автора

А вы бывали в морских круизах? Поделитесь впечатлениями!