При том, что русское искусство 19 века в какой-то степени выросло, в том числе, из лубочного юмора, в 19-м веке оно довольно далеко ушло от лубочной культуры. Да и творчество художника, о котором пойдёт речь в данной статье, с точки зрения современного человека 21-го века может выглядеть для него не смешно и даже в какой-то степени трагично.
Поэтому разбирая русскую живопись 19-го века нельзя не учитывать все те ментальные особенности позапрошлого века, которые были характерны для людей того периода и совсем нехарактерны для современных людей. Совершенно иным в 19-м веке было отношение людей к теме смерти, разговоров о которой современные люди стараются везде избегать, к теме крепостничества, к теме религии и т. д.
И тем не менее, даже учитывая всё вышеизложенное, есть картины 19-го века, которые способны вызвать улыбку на лице современного человека. И есть такой художник, которого отчасти можно назвать одним из самых сатирических русских художников 19-го века в реалистичной некарикатурной живописи.
Знакомьтесь, Василий Перов.
И его первая картина под названием "Проповедь в селе". 1861 год. Картина была написана в год отмены крепостного права в России, когда в обществе всё ещё были сильны предрассудки споры на тему крепостничества. Перов изобразил как рядом со священником, который читает проповедь, спит в кресле равнодушный к происходящему наглый помещик, а его сидящая рядом молодая жена увлечена своим молодым любовником. Слева от них стоят крестьяне с детьми в рваных одеждах. Один ребёнок косится на всё это непотребство. Для 19-го века — это очень смелая картина. Впрочем, она у Перова не единственная. Таких смелых сатирических картин, высмеивающих реальность 19-го века, у него достаточно.
Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 год. Как и предыдущая, картина находится в Третьяковской галерее. На картине изображен "пьяный" крестный ход с иконами и хоругвями. Пьяный священник наступил ногой на пасхальное яйцо. Все участники также нетрезвы. Один из них держит перевёрнутую икону. Другой лежит под крыльцом, напившись в зюзю. На крыльце дома хозяйка пытается привести в чувство уснувшего мужа. Под крыльцом кто-то уснул. В центре картины трое крестьян в праздничной одежде. Двое из них пьяны, третий, который виден только со спины, трезв. Удивительно, как удалось художнику, показав спину своего персонажа, сделать так, что всякий зритель уверен в негативном отношении этого персонажа к происходящему. Пасмурный пейзаж и хмурый рассвет подчеркивают убогость происходящего. Картина долгое время была запрещена в России.
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862. Одна из самых известных и не менее ярких картин Василия Перова. Перед нами возникает образ жирного надменного монаха, пьющего чай, который высокомерно смотрит на нищих, пытающихся просить у него подаяния. Хозяйка, заливающая воду в самовар, отталкивает рукой просящего милостыню нищего от стола, чтобы тот не раздражал пьющего чай монаха.