«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук.13:1-3).
Все грешники. Всех ждет внезапная, неожиданная погибель. Никто не ожидает смерти. Она всегда неожиданна - даже для страдающего смертельным недугом, даже для родственников, мучающихся с больным и молящим Господа прекратить мучения человека. Даже для них смерть больного происходит неожиданно. Кто решает его участь? Кто продлевает или сокращает дни жизни нашей? Господь. Для чего? Чтобы все пришли к покаянию. «Или думаете, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук.13:4-5).
Когда в 2001 г. террористы направили авиалайнеры в здания Торгового Центра Нью-Йорка, в них находились и множество христиан, искренне верующих в Господа. Внезапно невинные люди на верхних этажах попали в положение неминуемой гибели. Они понимали, что обречены. О чем они думали в эти минуты? Скорее всего, обращались к Господу в покаянных молитвах. Как важно находиться в духе покаяния все время жизненного странствия нашего! Иисус настраивает нас на то, чтобы мы не считали, что наше положение лучше положения тех людей, которые ждали смерти наверху нью-йоркских башен. Нашу планету ожидает скорый и внезапный конец, когда «небеса с шумом прейдут, стихии, разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Петр.3:10). Готовы ли мы этому концу? Массы не покаявшихся грешников при этом будут гореть в неугасимом огне, и если мы не покаемся, ничто не сможет спасти нас от гибели.
Почему так важно покаяние? Иисус объяснил это далее в притче: «И сказал им притчу: «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. (Лук.13:6-9). Создав нас на земле, Господь ожидает от нас определенного плода. Бог не сажает сорняки, Он не выращивает плевелы. Его цель вырастить в нас и через нас плоды, которые Он соберет в жизнь вечную (Ин.4:36). То есть Он ожидает нашего изменения.
Пырей - это бич садоводов. Корни этой травы очень прочны и глубоко врезаются в землю. Размножается она корнями, поэтому необходимо удалить все мелкие корешки. Грех сделал нас подобными этой траве. Мы можем только зря занимать землю, не принося ей и Господу никакой пользы. Наши желания – «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2:16). Но покаянием наш Спаситель делает с нами чудо: из «сорняка» мы превращаемся в «доброе растение», из «репейника» в «маслину», из «пырея» в «смоковницу». Покаяние – это переворот сознания . Это отвращение к греховной жизни и к греху, делающему нас бесполезными жителями земли. Отныне мы хотим приносить добрый плод. Хотим помогать людям, хотим посвятить им нашу жизнь, чтобы наш плод Духа – любовь, радость, мир – помог им обрести мир с Господом и, в свою очередь, чтобы и они сами приносили плоды.
Когда-то Господь сказал людям, отражающим образ и подобие Христа: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю». Он также дал им поручение возделывать Едемский сад так, чтобы вся планета превратилась, в конце концов, в рай. Остается ли это желание Божие в силе сегодня? Да. Господь воссоздает на земле духовный Эдем: от человека Божия - человека Божия, от смоковницы - смоковницу, от винограда - виноград, от пшеницы - пшеницу. Чудесными превращениями, в конце концов, вся земля осветится от славы этого сада, благоухающего плодами Святого Духа.
Являемся ли мы «смоковницами», «маслинами», «виноградными кистями» в «саду» Иисуса Христа? Зреет ли в нас плод Духа Святого? Приносим ли мы пользу окружающим нас людям?
«И сказал им притчу: «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?» (Лук.13:6-7).
Хозяин виноградника не нашел плода на смоковнице. Что будет с ней? Внезапная гибель. «И увидел при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла» (Мф.21:19) . Увидев это, ученики, наверное, вспомнили притчу Иисуса. Неожиданно, нелепо оборвалась жизнь бесплодного дерева. Подобное произойдет с каждым из нас, если мы не покаемся, если не изменим своего отношения к себе, к Иисусу, к Церкви, к людям; если будем бесплодно проводить время.
Что значит бесплодно проводить жизнь? Во всем потакать себе, жить только для себя и следовать желаниям только своего эгоистичного сердца: «Сейчас в нашей стране вроде бы все спокойно, нет войн. Меня никто не трогает, и я никого не беспокою. Живу, как мне удобно. Что? Бог? Я верю в душе, и даже иногда прихожу в церковь, побуду там, послушаю, потом домой. Ведь и религия должна быть удобной для человека. А о конце света твердят лишь какие-то фанатики. Уж если слушать проповедь, то она должна быть приятной для слуха». Знаете, на кого похожи люди с такой позицией? На израильтян времен Иезекииля : «И вот, ты для них – как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их. Но когда сбудется, - вот, уже и сбывается, - тогда узнают, что среди них был пророк» (Иез.33:32,33).
Однажды мои друзья позвонили и пригласили на пирушку. «Мы будем пить вино, а ты будешь нам проповедовать о Боге». Я ответил, что им нужен не проповедник, а клоун. Религия такого рода бесполезна. Истинная религия – это не поиск «клоунов», это не шоу и не театр. Истинная религия – это пребывание в духе покаяния, это постоянная жажда изменения сердца: «Да, Господи, я сорная трава, но молю Тебя, сделай меня плодоносным деревом, чтобы я не занимал попусту место на этой земле».
Господь милостив к нам. По милости Его мы не исчезли, но продолжаем жить. И хотя Он видит, что даже среди Его верующего народа есть те, кто ничего не хотят менять в своей удобной религии, Он все равно ходатайствует за нас: « Господин! Оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лук.13:8-9). Он еще ждет, что мы пробудимся, покаемся в нашей бездеятельности, постараемся еще что-то сделать для спасения нашего и наших ближних.
Мы не знаем, сколько нам еще отпущено – год, два, месяц, неделя, день. Конец всегда приходит внезапно, неожиданно. Будем же приносить добрые плоды в винограднике Господнем. В царствии Божьем не будет бесплодных смоковниц. Там всё приносит добрый, полезный плод. Да благословит нас Господь, чтобы мы уже здесь, на Земле были исполнены благодатными плодами Божьей праведности.