Найти тему
Татьяна Органова

Кто виноват и что делать? Часть вторая и последняя

Возмущение, отчаяние, гнев сменяются у Мити новым чувством, его лицо словно озарено радостью. Почему? Просто сон убрал из его душу ощущение несправедливости происходящего с ним. Он принимает обвинение как Высший Суд. Не за убийство, которое он не совершал, а за все его «пакости», от которых он хотел избавиться, но не мог справиться со своей страстной натурой. Его охватывает облегчение, и он готов нести наказание.

«Я виноват», - говорит он себе.

"Ну,- может сказать читатель-скептик, - это же просто книга, литература. Мало ли что может придумать писатель!"

Но, оказывается, так может быть и в жизни.

В Пасхальное утро 1993 года в возрождающейся Оптиной пустыни сатанистом были убиты три молодых монаха – инок Трофим, инок Ферапонт и иеромонах Василий.

По благословению знаменитого архимандрита Кирилла (Павлова) писательница Нина Павлова написала о них книгу «Пасха Красная». Она производит неизгладимое впечатление на тех, кто ее читает, независимо от их отношения к вере и Церкви.

Используя документальные материалы, писательница исследовала тот путь, который привел молодых людей, рожденных и воспитанных в СССР, к Богу. И не просто к Богу, а в монастырь, где они удостоились принять мученическую смерть за Христа в Пасхальное утро.

Один из них, иеромонах Василий, в миру Игорь Росляков, оставил после себя дневники, в которых фиксировал все этапы своей духовной жизни, своего восхождения к Горнему миру. И в них мы встречаем те же мысли, которые Достоевский вложил в уста Мити: « Когда осуждаешь, молиться так: ведь это я , Господи, согрешаю, меня прости, меня помилуй". И в другом месте: «Возлюбить ближнего, как самого себя, молиться за него, как за самого себя, тем самым увидеть, что грехи ближнего – это твои грехи , сойти в ад с этими грехами ради спасения ближнего».

Это то, что объединяет всех по-настоящему верующих православных людей – понимание, что твой грех является причиной несчастий мира, потому что увеличивает количество зла в нем. Именно потому и говорит Господь Иисус Христос, что срок конца мира не известен никому, кроме Отца. Каждой своей мыслью, каждым словом и поступком каждый из нас либо приближает либо отдаляет этот срок.

«Бред какой-то, - скажет скептик. - Как мои мелкие шалости могут стать причиной выставки «Мир тела»?

Однако и наука говорит о том же.

Эдвард Лоренс, комментируя теорию детерминированного хаоса, описанную Анри Пуанкаре, ввел понятие «эффекта бабочки»: бабочка, взмахивающая крыльями в Айове, может вызвать лавину эффектов, которые могут достигнуть высшей точки в дождливый сезон в Индонезии. Из математики этот термин перешел в философию. Взмах крыльев бабочки символизирует мелкие изменения в первоначальном состоянии системы, которые вызывают цепочку событий, ведущих к крупномасштабным изменениям. Применяя к нашей ситуации, можно сказать – мой грех вызвал изменения, которые привели к открытию выставки на ВДНХ.

-2

«Что же делать? - спросит скептик в недоумении. – И кого тогда наказывать?»

Ответ на этот вопрос был дан давно, две тысячи лет назад.

« И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Мф. 7, 3-5