Автор статьи: Василий Вачикович Шахгулари - эксперт ЮНЕСКО, бизнес-тренер, практикующий психолог, кандидат педагогических наук.
Ключевые слова: обучение, гибридное обучение, оценка, успеваемость, ученик
Смешанное обучение и, в более широком смысле, гибридное образование, представляет собой смесь традиционного обучения и некоторой формы компьютерного обучения. В высшем образовании сторонники данного вида обучения отмечают, что смешанное обучение может улучшить результаты курсового обучения, такие как удержание студентов, более высокие показатели успеваемости, лучшая посещаемость и общее достижение целей курса. В настоящее время в режиме реального времени проводится масштабный всемирный эксперимент, чтобы увидеть, как распространить эти потенциальные результаты на школьное гибридное образование.
Как можно определить эффективность программы смешанного обучения при отсутствии согласия среди ученых? Один из способов, который предпочитают исследователи и контент-эксперты, - это разработка рамок на основе рубрик или методов оценки на основе стандартов. Обычно метод всеобъемлющий и может охватывать широкий спектр факторов. Они часто используются для быстрого и широкого обзора программы смешанного обучения. Но что нужно оценивать? А кто должен заниматься оценкой программы смешанного обучения? Вот несколько идей, как это можно сделать.
1. Решите, что оценивать и какой инструмент использовать для оценки
Существует множество потенциальных показателей, с помощью которых можно оценить эффективность программы смешанного обучения. Во многих исследованиях было определено полдюжины рамок рубрик, измеряющих все возможные аспекты смешанного обучения, от общего качества учебного дизайна и доставки до технической поддержки. Имея ограниченное время, энергию и ресурсы, вы захотите сначала решить, на каких аспектах смешанного обучения вы хотите сосредоточиться для оценки.
Например, если вы решите использовать рубрику «Инициативы качественного онлайн-курса», опубликованную Интернет-сетью штата Иллинойс, вы рассматриваете шесть потенциальных параметров оценивания. Необязательно сосредотачиваться на всех аспектах сразу. Возможно, вы принимаете стратегическое решение сосредоточиться на одной или двух областях, таких как учебный план и/или оценка учащихся. Некоторые ресурсы, например рубрика «Качественное обучение и преподавание» Калифорнийского государственного университета, могут лучше всего подойти для высшего образования, но вы можете использовать ее части для удовлетворения своих потребностей на уровне школы. Работайте в партнерстве с коллегами-преподавателями и вашим техническим персоналом, чтобы решить, что наиболее важно и как это лучше всего измерять.
2. Используйте рубрики как часть более широкой стратегии
Может возникнуть соблазн просто найти и начать применять рубрики к существующей программе смешанного обучения. В конце концов, сейчас никому не нужен еще один готовый подход к стратегическому планированию, верно? Но быть стратегическим в отношении программы смешанного обучения не обязательно.
Взгляните на карту показателей качества Консорциума онлайн-обучения для программ смешанного обучения. Это не просто прохождение каждого утверждения и его оценка. Речь идет о постоянном углубленном обсуждении пунктов в списке, а затем о принятии мер по их улучшению. Речь идет о создании системы, в которой смешанное обучение может процветать в вашей школе. Так что не просто бросайте рубрики, сделайте глубокое погружение в стратегию, принципы и стандарты, лежащие в основе рубрик. Благодаря этому ваша программа смешанного обучения будет намного сильнее.
3. Рубрики не идеальны - сбалансируйте свой подход
Рубрики - это, как правило, быстрый, ясный и логичный способ оценки. Потенциальный недостаток, как указывают исследователи, заключается в том, что они также в некоторой степени субъективны по своей природе и могут не иметь глубины. Хорошая новость заключается в том, что вы и ваша команда можете работать над устранением этих потенциальных препятствий. Например, если вам кажется, что используемая вами рубрика слишком расплывчата с точки зрения того, что составляет «развитие» или «достижение» целей, вы можете поработать над определением терминов, которые помогут вам достичь своих целей.
В качестве примера вернемся к упомянутой ранее рубрике «Инициативы качественного онлайн-курса». Несмотря на попытку дать определение рубричным терминам, даже эти определения немного расплывчаты. Возьмем «развивающийся» уровень: какие доказательства? Как лучше будет выглядеть развитие на следующем уровне «Встречи»? Это отличные профессиональные беседы для команд преподавателей. Трудно обсудить рубрики.
Вы также можете сбалансировать использование рубрик с такими инструментами, как опросы заинтересованных сторон или наблюдения в классе. Не сбрасывайте со счетов данные, которые труднее уловить с помощью рубрик, например, как студенты сообщают о своем опыте смешанного обучения. Рубрики имеют большой смысл. Они приобретают гораздо больший смысл, если вы используете их как часть сбалансированного портфеля вашей оценки общей эффективности программы смешанного обучения.
4. Включите оценку смешанного обучения в свою СУО
Вместо того, чтобы оставлять оценку вашей программы смешанного обучения вне книги, включите свои рубрики и другие инструменты в систему управления обучением (СУО) вашей школы. Создайте пространство только для персонала, где вы разместите эти инструменты и проанализируете результаты. Когда ваши рубрики и связанные данные находятся в вашей СУО, они легко доступны, чтобы принимать решения, связанные с учебной программой, быстрее и проще, чем с помощью более традиционных структур.
По какой-то причине данные по-прежнему пугают людей. Когда вы создаете пространство для данных и систем, с помощью которых их можно анализировать и использовать для улучшения обучения, это становится менее пугающим и намного более личным. Используйте свою СУО как место для размещения своих инструментов и анализа эффективности смешанного обучения, и вы сможете лучше разрабатывать программу в интересах учителей и учащихся.
Хорошая новость заключается в том, что использование рубрик для оценки эффективности вашей системы смешанного обучения - это метод, который уже имеет смысл для преподавателей, которые используют их каждый день в классе и в Интернете. Приведенные в соответствие со стандартами, значимыми для вашей школы, они обеспечивают быстрый и эффективный способ «вести счет» в отношении качества вашей смешанной учебной среды и подсказывают, как двигаться дальше. Применяйте их стратегически и целенаправленно, и внедрение высококачественных рубрик проложит путь к более совершенной системе смешанного обучения, независимо от того, что ждет эту область в будущем.