Найти в Дзене

Строители становятся богами - фараон Джосер и зодчий Имхотеп

Творческий дуэт двух незаурядных умов Древнеегипетского царства привел к созданию первого чуда света, которое по сей день приводит людей в восторг и удивление.
Оглавление

Рассказ о превратностях нелегкой царской жизни среди фараонов Второй династии остановился на судьбе двух правителей, отца и сына - Хасехемуи и Джосера. Папаша жестоко и кардинально решил проблему отпадающего от державы севера, кровью спаял государство, впрочем не забыв облагодетельствовать жреческое сословие в разгромленном очаге сепаратизма. Сынку Джосеру уже досталось объединенное государство от второго порога Нила до дельты с отлаженными механизмами управления и, как писали марксистские историки, угнетения народных масс. Именно он в солидной компании со своим визирем Имхотепом были впоследствии обожествлены и веками прославлялись как величайшие мудрецы Египта.

Статуя фараона Джосера ака Нечерихета была найдена в сердабе его погребального комплекса.
Статуя фараона Джосера ака Нечерихета была найдена в сердабе его погребального комплекса.

Джосер - пирамидо-изобретатель

Новый фараон предусмотрительно позаботился о налаженном ресурсном снабжении своей огромной державы. Нубию замирили в правление царя-отца, а вот выведенные еще при Первой династии колонии на Синайском полуострове в условиях распада государства испытывали на себе давление со стороны местных азиатских племен. Джосер организовал масштабную экспедицию на полуостров, сокрушил туземцев и взял под контроль месторождения бирюзы и медных руд. Последние были стратегическим сырьем в эпоху древности, особенно до распространения орудий из железа и стали. Бирюза также пользовалась большим спросом в Египте, где представители высшего класса активно потребляли и использовали в погребальных ритуалах предметы роскоши. Основой богатства страны были обильные урожаи злаков, зерно являлось стратегическим ресурсом, который накапливали в храмовых амбарах или продавали иноземным купцам.

Я был в трауре на престоле моем,
Люди дворца были в печали,
Мое сердце было в великой скорби,
Потому что Хапи не благоволил
Уже семь лет.
Колосья не прорастает,
Сады не цветут,
Всякой пищи в недостатке.
Каждый крадет у соседа,
Люди обессилели от голода.
Дети плачут,
Взрослые не знают как помочь,
Сердца стариков опечалились;
У них нет сил ходить,
Их руки обняли животы.
Придворные тоже в нужде,
Храмы закрыты,
Святыни покрыты пылью,
Беда пришла в Египет...
фрагмент "Стелы голода"

В эпоху Птолемеев на нубийской границе предприимчивые жрецы создали целую "Стелу голода", она сообщала о страшном бедствии, что разразилось в Египте в царствование фараона Джосера. Якобы семь долгих лет Нил разливался очень мало, массовый голод распространился по земле Кемет, а мудрый фараон во избавление Египта от напасти подарил храму бога Хнума все окрестные земли возле первого порога. Разумеется, стела была призвана оправдать притязания жрецов Хнума на земельные угодья, но многие ученые считают упоминание о массовом голоде правдивым сообщением. Однако с такой точкой зрения сложно согласиться, если помнить - каким делом прославился фараон для всех последующих поколений.

Стела голода, шедевр жрецов птолемеевской эпохи на острове Сехель близ Асуана
Стела голода, шедевр жрецов птолемеевской эпохи на острове Сехель близ Асуана

Возведение первой в мире каменной пирамиды потребовало создания целой "строительной госкорпорации" с отлаженной инфраструктурой и тысячами или даже десятками тысяч персонала. Они потребляли на собственный прокорм и в интересах производства колоссальные объемы ресурсов - зерно, мясо и пиво, дерево, масло, медные слитки, папирус, ткань, красители. раствор, глина, каменные блоки различных пород. В условиях семилетнего голода, о котором рассказывает стела, всего этого богатства было бы попросту негде взять. Именно Нил, а точнее регулярно снимаемый после его разливов урожай и был источником материальных благ, на котором и существовала вся египетская цивилизация. Если река не разливается в положенном объеме, если это повторяется на протяжении нескольких лет подряд - у фараонов независимо от их желания кардинально меняются приоритеты. Уже нет задачи возводить гробницу повыше предшественников банально потому, что нечем оплачивать "весь этот банкет". Зато есть задача максимально экономно расходовать запасы прежних годов, подавлять твердой рукой стихийные бунты и держать в узде аристократию и номархов в ожидании большого разлива и хорошего урожая. То есть сам факт того, что Джосер затеял и осуществил масштабное строительство своей усыпальницы, уже говорит о наличии огромных средств, которые были безвозвратно потрачены на эту великую стройку.

Имхотеп - архитектор первой в мире пирамиды
Имхотеп - архитектор первой в мире пирамиды

Имхотеп - человек-оркестр

Фараон не присвоил всю славу возведения первой пирамиды только себе. Имхотеп, вероятно второй человек в государстве в правление Джосера, был осыпан благами, отмечен множеством почетных званий и прославлен для потомков. Во-первых, фараон доверил ему пост верховного жреца в Гелиополе. В ту стародавнюю эпоху главным солярным божеством державы считался местный Атум-Ра, "восход Амона-Ра" состоялся позже вместе с укреплением политического влияния фиванских жрецов. Во-вторых, Имхотепу доверили половину государственного "общака" - назначили казначеем Нижнего Египта. Тут следует напомнить, что административно Египет был разделен на два территориальных управления (север и юг), которым подчинялись руководители местных номов. Будущий бог египетской медицины был начальником управления на севере и "выстраивал в одну шеренгу" тамошних номархов. Третьим важнейшим титулом Имхотепа был "Начальник строителей, ваятель каменных ваз". В современной России это звание звучало бы как "Министр департамента промышленности и строительства" - в рамках данных полномочий Имхотеп распоряжался всеми государственными ремесленными мастерскими и руководил возведением новых храмов и пирамид.

Статуя мудреца в нью-йоркском музее Метрополитен
Статуя мудреца в нью-йоркском музее Метрополитен

Успешно выполнив основной квест, которым его озадачил Джосер, то есть возведя Ступенчатую пирамиду, Имхотеп принял участие в постройке уже для следующего фараона Сехемхета еще одной пирамиды. По непонятным причинам, проект не был доведен до конца, но внутри самой недостроенной пирамиды есть надписи с именем зодчего, собсна почему его и посчитали "проектировщиком". Наконец, Имхотеп превозносится как первый "доктор с дипломом" и автор медицинских трактатов в Древнем Египте (ни один из которых пока еще не найден археологами), за что впоследствии и был обожествлен. Понятно, что методы лечения в ту эпоху - в лучшем случае это знахарство, а в худшем шарлатанство - но первые попытки системно подойти к вопросу возникновения заболеваний зафиксированы лишь в эру Среднего царства.

Арнольд Вослоу в роли Имхотепа как бы говорит - Вы щас офигеете от сценария!
Арнольд Вослоу в роли Имхотепа как бы говорит - Вы щас офигеете от сценария!

Еще бОльшая, но уже посмертная слава настигла Имхотепа в более поздние времена. К началу Нового царства все писцы государевы считали именно его своим небесным патроном. Мемфисское жречество провозгласило его сыном бога Птаха, египетского демиурга, а в эпоху Птолемеев понаехавшие в землю Кемет настырные греки объявили Имхотепа ни больше не меньше - инкарнацией своего лекаря-олимпийца Асклепия. То есть чем дальше текло время, тем всё более грандиозным и всеобъемлющим становился культ уже не фараона и не царского родственника, а простого смертного - строителя первой пирамиды в Египте. Не обошел своим вниманием фигуру Имхотепа и современный Голливуд - в миллениум вышло несколько фильмов о попаданцах в Древний Египет, и там мудреца и строителя представили как водится злодейским злодеем.