Найти тему

"Мир", который мы потеряли

В этот день, 23 марта, в 2001 году, в южной части Тихого океана, рядом с островами Фиджи, была затоплена орбитальная станция «Мир».

"Мир" , таким он был
"Мир" , таким он был

Это произошло двадцать лет назад... Тогда наша команда ждала запуска КОРОНАС-Ф - российской солнечной обсерватории, которая тоже так и осталась по сути единственной - потеря не казалась такой уж непоправимой. Тем более, что о многочисленных проблемах на станции, да хоть тех же грибках, мы хорошо знали.

Но сегодня, спустя эти 20 лет, за которые не было создано не то что российского аналога станции "Мир", а даже планов чего-то подобного не появилось, та потеря выглядит несколько иначе...

Но вернемся в более далекие времена, когда для станции "Мир" все только начиналось.

Базовый блок станции был выведен на орбиту Земли 20 февраля 1986 года. Затем в течение 10 лет к нему были пристыкованы еще шесть модулей. На станции работали 104 космонавта из 12 стран, 29 космонавтов совершили 70 выходов в открытый космос, проведя вне стен «Мира» в общей сложности 330 часов. На орбите модули находились 5 511 дней, из которых 4 554 — в обитаемом режиме.

Модули станции "Мир"
Модули станции "Мир"

Самым первым экипажем на станции были космонавты Леонид Кизим и Владимир Соловьев, прибывшие на борт «Мира» 15 марта 1986 года.

Космонавты  Леонид Кизим и Владимир Соловьев
Космонавты Леонид Кизим и Владимир Соловьев

Отправить в космос семь модулей совокупной массой 124 тонны и создать космический «дом» площадью 376 квадратных метров – это немало для любой страны. В 1986 году на «Мир» строили большие планы. Станция стала орбитальной лабораторией, где впоследствии было проведено более 23 000 опытов. Так что не удивительно, что сегодняшний день многие называют черной страницей отечественной космонавтики.

Помимо всего прочего, выведенный на орбиту 10 июня 1990 года модуль «Кристалл» имел стыковочный узел для космических челноков «Буран», что делало «Мир» уникальным космическим аппаратом. В то время ни одна страна в мире не располагала многомодульной орбитальной станцией, полеты к которой должны были совершать многоразовые космические корабли. Правда, затем обслуживать ее пришлось не «Буранами», а кораблям «Прогресс» и «Союз», и не всегда все было хорошо (на пробитом "Прогрессом" модуле "Спектр" стояла наша наша научная аппаратура, которую в результате аварии отключили).

Модуль "Спектр" станнции "Мир".
Модуль "Спектр" станнции "Мир".

Да, совсем не все было иделально, и даже просто как задумывалось. Но оно было...

Строительство станции было полностью окончено в 1996 году с присоединением последнего седьмого модуля «Природа». Однако в завершенном виде «Мир» проработал всего три года - пришли для кого-то "благославенные", а для кого-то "лихие" 90-е...

Станция "Мир" была уничтожена, но виною тому стала не авария или чрезвычайное происшествие, а банальное недофинансирование. Ее эксплуатация обходилась России в 200 миллионов долларов США ежегодно, и этих деньги каждый раз приходилось выклянчивать у тогдашнего правительства.

В 2000-м году на станции работала последняя, 28 экспедиция, которая законсервировала станцию, но не готовила ее к затоплению.

"Союз ТМ-30" ЭО-28 – Сергей Залетин и Александр Калери стартовали 4 апреля 2000 г., на станцию прибыли 6 апреля и ушли 16 июня 2000 г., снова ее законсервировав. Это был последний экипаж на орбитальном комплексе "Мир".

Последний экипаж станции "Мир" - Сергей Залетин и Александр Калери
Последний экипаж станции "Мир" - Сергей Залетин и Александр Калери

Решение о выводе с орбиты было принято в 2001 году.

А дальше - "... на нашей шхуне сделали кафе..." или еще точнее сказал Владимир Лансберг в своей песне "...У космической державы . В ридикюле рубль двадцать -. Полный, стало быть, пентод..."

В конце 1990-х годов правительство РФ, ссылаясь на дороговизну дальнейшей эксплуатации и несмотря на проекты спасения станции, приняло решение затопить «Мир». 23 марта 2001 года проработавшая в три раза дольше первоначально установленного срока станция была затоплена в специальном районе в южной части Тихого океана: после трёх тормозящих импульсов, выполненных кораблём "Прогресс" 23 марта 2001 года, высота орбиты станции «Мир» стала резко уменьшатся. В 8:55 утра по московскому времени высота от поверхности Земли составляла 50 км, через минуту она снизилась до 39 км, а ещё через несколько минут несгоревшие фрагменты станции «Мир» упали в океан.

Как одна из причин прекращения деятельности «Мира» приводилась старость станции. Да, к моменту последней экспедиции базовый блок (который невозможно заменить – это почти то же самое, что построить новую станцию) отработал 14 лет – это в несколько раз больше предполагаемого срока работы. Но базовый блок МКС уже отлетал 19 лет, и никто не планирует в ближайшие месяцы сводить с орбиты МКС ( не подумайте, что я ей этого желаю) .

МКС
МКС

Также ссылались на поломки. Но вот что говорил в 2001 году об этом космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Михайлович Гречко (25 мая 1931- 8 апреля 2017):

«Ссылки на большое количество нештатных ситуаций – абсурд. В сложных технических системах отказы бывают всегда. Важно, чтобы эти отказы не привели к катастрофе. И дело не в возрасте станции, а в характере аварий. Если космонавт потерял зубную щетку или отказал привезенный на борт прибор, то зачем же хаять саму станцию? Она в этом не виновата. Следить нужно не за количеством нештатных ситуаций, а за их темпом. Важно, чтобы отказы в работе приборов шли более или менее равномерно – с легким нарастанием. Если же темп аварий нарастает резко: в один месяц – три, в другой – десять, в третий – пятьдесят и так далее, то «Мир» логично было бы ликвидировать. Но такого не случалось. Поломки устраняли, и все снова действовало».

Космонавт Георгий Гречко
Космонавт Георгий Гречко

За станцию пытались бороться разные люди, но решение тогдашнего главы Роскосмоса (тогда Росавиакосмос) Юрия Коптева.

И "Мир" был затоплен.

Хроника затопления станции "Мир"
Хроника затопления станции "Мир"

Рассказывает космонавт-испытатель Андрей Борисенко, руководивший затоплением станции «Мир»:

«У меня было два чувства. С одной стороны, как профессионалу мне было понятно, что эта операция необходима. Если бы мы ее не затопили, дальше было бы только хуже – мы получили бы неуправляемое падение неуправляемого объекта с непрогнозируемыми последствиями. А по-человечески, конечно, было безумно жаль. Когда мы дали заключительный тормозной импульс, а в зале управления присутствовало огромное количество людей, все замолчали. Атмосфера была, как будто провожаем в последний путь близкого товарища... Очень у многих моих коллег в глазах стояли слезы».

Как и что было бы, не затопи Россия "Мир" в марте 2001 мы уже не узнаем.

Но трудно не заметить целого ряда потерь - решение о затоплении ОК "Мир" повлекло за собой:
- потерю более 100 000 рабочих мест для высококвалифицированных специалистов;
- утрату мощнейшего научно-технического потенциала страны, который бесследно исчезнет или будет частично использован другими странами;
- невыполнение этапа федеральной космической программы и ряда подготовленных уникальных экспериментов, в которые уже были вложены значительные бюджетные средства;
- подрыв веры нескольких поколений людей в будущее страны, особенно тех, на чьих глазах эта техника создавалась и чем люди гордились.

И ещё... Я полностью согласна с тем, что основная беда даже не в том, что закончил свое существование "Мир" - тем более, что реальный срок его полета в разы превысил тот, на который он был рассчитан.
Беда в том, что на смену ему не пришел "Мир-2"...

Проект "Мир-2"
Проект "Мир-2"

При публикации испольнованы материалы группы сети Вконтакте "Советский космос".

С уважением, @maksina

PS. По данным, полученных на станции "Мир" у меня было две статьи:

А. В. Богомолов, Р. Бучик, Ю. И. Денисов, А. В. Дмитриев, К. Кудела, М. И. Кудрявцев, И. Н. Мягкова, С. П. Рюмин, С. И. Свертилов, and Н. М. Соболевский. Потоки и спектры вторичных нейтронов с энергиями >20 МэВ и гамма-квантов с энергиями >0.12 МэВ по наблюдениям на борту ИСЗ КОРОНАС-И, орбитальном комплексе Салют-7 - Космос-1686 и орбитальной станции МИР. Известия Российской академии наук. Серия физическая , 63(8):1660–1664, 1999.

C. Н. Кузнецов, А. В. Богомолов, Ю. И. Денисов, Г. Я. Колесов, М. И. Кудрявцев, И. Н. Мягкова, and С. И. Свертилов. Изменение стpуктуpы внешнего pадиационного пояса Земли под действием магнитного возмущения 10-11 янваpя 1997 г. Геомагнетизм и аэрономия , 40(3):32–38, 2000.