Кого нужно благодарить то, что у нас есть наше все - наш особенный еврейский юмор? Как так получилось, что он стал одной из особенностей нашей культуры и ментальности?
Надо благодарить бадхена, а также раввинов и Богдана Хмельницкого (пусть сотрется его имя). Так считает Мел Гордон, историк театра из Калифорнийского университета в Беркли. Он рассуждает так.
На еврейской свадьбе в штетле увеселением гостей занимался бадхен – что-то среднее между шутом и тамадой. Шутки бадхена были, что называется, на грани фола. Он мог смеяться над фигурой и возрастом невесты, над кислой физиономией жениха и чересчур счастливым лицом его будущей тещи. Особенно удачные шутки бадхена потом еще несколько дней пересказывало все местечко.
Поначалу бадхен развлекал честной народ не в одиночку: на свадьбах и пуримшпилях были еще музыканты и певцы, фокусники и даже поэты. Но летом 1661 года, через несколько лет после погромов Хмельницкого, самые почитаемые раввины Украины и Польши собрались в Вильно, чтобы понять, как жить дальше. Они посовещались и решили, что Вс-вышний погромами наказал евреев за неправедную жизнь.
Отныне легкомыслие и любые излишества были под запретом. От услуг фокусников, музыкантов, поэтов пришлось отказаться. Помилован был только бадхен, ведь он не столько веселил хозяев и гостей, сколько издевался над ними. Так вместе с бадхенами был узаконен еврейский юмор – остроумный и желчный смех сквозь слезы.
Юмор этот привился, дожил до XX века и долго процветал на советской эстраде (вспомним Хазанова в «Белом попугае» или тетю Соню в исполнении Клары Новиковой). Таким юмором промышляет самый знаменитый бадхен Голливуда - Вуди Аллен.
В общем, не было бы еврейского юмора, если бы не погромы. По материалам booknik.ru
Хотите узнать о еврейском юморе все - от шуток в Талмуде до еврейских анекдотов в советские дни?
Запишитесь на онлайн-курс ЮМОР В ИУДАИЗМЕ.
Ведущий - Валерий Дымшиц. Начало 11 апреля.