1)Когда женщины попадали в пыл сражения, они без колебаний облачались в доспехи и брали оружие.
Принимали ли женщины активное участие в битвах в период крестоносцев — очень спорный вопрос. Хотя есть некоторые свидетельства того, что трупы женщин в доспехах были замечены среди убитых на поле боя, историки задаются вопросом, "тратилось" ли обмундирование на женщин, которые вряд ли получали военную подготовку? Однако, в безвыходных ситуациях, независимо от того, были ли женщины заинтересованы в драке или нет, им просто нужно было найти способы защитить себя.
Поэма Томаса Беверли о деяниях его сестры Маргарет рассказывает захватывающее представление о борьбе женщины-паломницы за выживание в опасном месте. Маргарет совершила паломничество в Святую Землю и была в Иерусалиме, когда он был осажден Саладином в 1187 году. Поэма повествует нам, что она могла воспользоваться нагрудником, но из-за отсутствия шлема она просто импровизировала и использовала котёл!
С мусульманской стороны Усама-ибн-Мункыз рассказывает о случае, когда замок, принадлежащий его семье, был атакован и захвачен исмаилитами. Лидер исмаилитов говорит двоюродному брату Усамы Шахибу, что он закроет на это глаза, если вернется домой, соберет свои вещи и покинет замок. Когда Шахиб возвращается домой, чтобы забрать свои ценности, он поражен фигурой, которая входит в дом в кольчужной кольчуге и шлеме, с мечом и щитом. Фигура сбрасывает шлем, и ей оказывается стареющая тетя Шахиба. Она ругает его за его трусость и за то, что он подорвал честь семьи, решив сбежать и бросить всех женщин.
Интересно, что оба источника написаны мужчинами, которые без малейшего трепета хвалят женщин за их изобретательность.
2)В период крестовых походов медицинские знания высоко ценились и являлись одним из важнейших пунктов соприкосновения восточной и западной культур.
Мемуары Усамы-ибн-Мункыза, «Книга размышлений» - это кладезь информации о повседневной жизни на Святой Земле и включают множество жизненных примеров (некоторые серьёзные, некоторые скорее шуточные) о различных формах культурного обмена между крестоносцами и уроженцами Святой Земли.
Было бы справедливо охарактеризовать Усаму как человека, "рожденного" для крестовых походов. Он родился 4 июля 1095 года и провел свою долгую и полную приключений жизнь бок о бок с жителями королевства Иерусалим. Усама, например, рассказывает о ремесленнике из Шайзара Абу-аль-Фатхе, чей сын страдал от золотухи. Когда Абу-аль-Фатх находился в Антиохии в командировке со своим сыном, один франк(человек, живший на территории нынешней Франции) заметил язвы на шее мальчика и предложил им «сжечь несколько не измельченных листьев сусла, замочить золу в оливковом масле и крепком уксусе», чтобы затем использовать получившееся средство как лекарство.
В то время как анонимный франк, казалось, искренне желал вылечить мальчика, он также стремился сохранить "авторские права": Абу аль-Фатх должен был поклясться своей религией, что он не будет делать деньги ни на ком, кого он вылечит по рецепту. Похоже, что это лекарство действительно было новым для мусульман, и, поскольку оно вылечило сына Абу-аль-Фатха, его успех обеспечил дальнейшее распространение снадобья. Лекарство было передано Усаме, который рассказал нам, что сам использовал его на ряде больных.
3)Некоторые медицинские советы крестоносцев включали лекарства, которые вряд ли были вкусными.
Например, анатом и королевский врач XIV века Гвидо да Виджевано предложил суп из слизняков в качестве противоядия от отравления аконитом(борцом). В 1335 году Виджевано написал текст (Texaurus Regis Francie), призывающий французского короля Филиппа VI начать новый крестовый поход. Текст включает в себя технические планы, чертежи осадных машин и ветряной колесницы, а также медицинские советы, включая вышеупомянутое решение отравления аконитом, которое, несмотря на то, что звучит неприятно, на самом деле очень гениально.
Аконит до сих пор встречается в приусадебных садах, является очень ядовитым растением и во времена Крестовых Походов использовался мусульманами против крестоносцев. Но почему слизняки? Заметив слизней, питавшихся листьями аконита, Виджевано пришла в голову безумная идея. Он собрал и сварил слизней, приготовив из них суп, который впервые испытал на животных. Достигнув удовлетворительных результатов, он принял немного аконита и сам попробовал противоядие.
Да Виджевано с гордостью сообщил, что, хотя первые две дозы вызвали у него рвоту, после принятия третьей дозы он был избавлен от яда. К сожалению, крестовый поход Филиппа VI не состоялся. Зря Виджевано ел слизневый суп.