Найти тему

Растущая сила

Казахстан принял уникальное направление внешней политики, которое включает региональную интеграцию, денуклеризация, продвижение мира по соседству во всем мире. С начала 1990-х годов в стране созданы различные каналы для решения этих целей. В плане продвижения мира Казахстан выступил посредником в многочисленных конфликтах по всему миру.

Сванте Корнелл и Фредерик Старр анализируют роль Казахстана в миротворческих усилиях в своей статье «Роль Казахстана в международной медиации при Первом президенте Нурсултане Назарбаеве» в Институте политики безопасности и развития.

В последнее десятилетия Казахстан стал важным игроком в мире посредничества в международных спорах. Его роль в созыве переговоров по Сирии в Астане – самый известный пример, но деятельность Казахстана выходит далеко за рамки этого. Фактически, участие в международном посредничестве стало еще одним аспектом внешней политики Казахстана, наряду с его высоким авторитетом в многосторонних организациях.

Казахстанское посредничество основывается на двух аспектах внешней политики Казахстана. Это: многовекторность внешней политики страны и ее активность в международных институтах.

Не имея выхода к морю окруженный крупными державами и тесно связанный с Россией экономикой и демографией, усилия Казахстана по утверждению своей независимости всегда были балансирующими.

Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев создал страну на международной арене в 1990 годах в первую очередь благодаря своему историческому решению отказаться от ядерного оружия Казахстана и его тщательным усилиям по построению независимой государственности в политической сфере одновременно работая над восстановлением экономической интеграции бывших советских республик. Модель Казахстана заключалась в том чтобы поддерживать тесные отношения с Россией, но одновременно стремиться к укреплению связей с другими партнерами – сначала Китаем а затем США, а затем Европой и азиатскими державами – для достижения положительного баланса в своих внешних отношениях. Эта «многовекторная» внешняя политика с тех пор стала моделью которую перенял весь центральноазиатский регион в целом.

Активная роль в многосторонней дипломатии была ключом к внешней политике Казахстана с самого начала: сразу после обретения независимости Назарбаев вступил с идее Совещания по взаимодействию и укреплению доверия в Азии, которая материализовалась в последующее десятилетие. Страна также сыграла активную роль в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, став первым постсоветским государством, возглавившим организацию в 2010 году. Не останавливаясь на достигнутом, Казахстан успешно провел компанию за место непостоянного члена в Службе безопасности Организации Объединенных Нации. И входил в состав Совета с 2017 по 2019.

Первая инициатива страны в области международного посредничества произошла уже в конце 1991 года когда Назарбаев сотрудничал с Борисом Ельциным стремясь урегулировать конфликт между Арменией и Азербайджаном. Но именно в последние десятилетия эти усилия были возоблены на фоне постепенного усилия геополитической конкуренции Евразии в целом.

Первая попытка Казахстана была предпринята во время его председательства в ОБСЕ, когда он вмешался, чтобы смягчить кризис в соседнем Кыргызстане. Оказывая помощь в устранении свергнутого президента Бакиева из страны, Казахстан способствовал ослаблению напряжения стране. Затем руководство сосредоточилось на ядерной дипломатии, вопросе, с которым страна была хорошо знакома. После предложения принять у себя международный банк низкообогащенного урана президент Назарбаев провел в Алмате два последовательных саммита по иранской ядерной программе в 2013 году. Эти усилия были направлены на поиск решения путьем переговоров, которое остановило бы эскалацию напряженности, которая могла привести к еще большему военному конфликту. Хотя переговоры в Алматы не решили этот вопрос, они непосредственно проложили путь к Женевским переговорам, которые в конечном итоге привели к Совместному всеобъемлющему плану действий по иранской ядерной программе.

В течение следующих несколько лет Казахстан сосредоточился на ослаблении напряженности между своими близкими партнерами – Россией, Турцией и Западом. В 2014 году Назарбаев стремился преодолеть пропасть между Россией и Западом по Украине. Правительство сыграло активную роль в содействии диалогу Между Россией, Украиной, Францией и Германией, который проявился в Нормандском формате. Два года спустя Казахстан применил практический подход к решению – по крайней мере на время спора между Россией и Турцией, возникшего в результате сбития Турцией российского самолета над турецко-сирийской границей в 2015 году. В следующем году по этой инициативе Турция и Россия согласились на предложения Назарбаева провести у себя переговоры по сирийскому конфликту. С тех пор проведено несколько раундов «Астанинских переговоров» с участием сирийского правительства, оппозиционных групп и ключевых внешних держав в конфликте – России, Турции и Ирана.

Его посредничество не было сосредоточено на далеких странах: оно было в значительной степени сосредоточено на тех областях, которые влияют на геополитическую стабильность Евразии, что в свою очередь, являются определяющим фактором для собственной стабильности Казахстана. Таким образом, он сосредоточился на кризисах прямо у порога Казахстана, таких как Нагорный Карабах и Кыргызстан, а также на спорах, в которых участвуют региональные и великие державы Евразии. Оба типа кризисов были связаны с конфронтациями, которые угрожали дестабилизировать геополитику Евразии и таким образом представляли угрозу для собственной безопасности Казахстана.

Экономическое развитие и стратегическая стабильность Казахстана напрямую с относительной гармонией более широкой евразийской геополитической среды, и в его интересах работать над смягчением таких угроз стабильности.

Усилия страны укрепляют ее суверенитет как минимум двумя способами. Во первых, это добавляет еще один слой доброй воли и признания к международному имиджу Казахстана. Во вторых, что более важно, это дает региональным державам веское основание для принятия нейтралитета Казахстана в их взаимных спорах. Он смог продемонстрировать что он более полезен для всех как нейтральная сила, которая не принимает чью либо сторону, иными словами, более полезна как посредник, чем сторонник. Например, в то время как России хотелось бы, чтобы Казахстан одобрил ее политику в Украине, Казахстан продемонстрировал, что уникальным образом может служить посредником, который позволяет России управлять своими отношениями с западными державами, что было бы невозможно в отсутствие суверенитета и международного авторитета Казахстана.

У этой стратегии есть подводные камни. Его успех требует, чтобы уровень конфликта между евразийскими региональными силами оставался управляемым и что эти державы вообще заинтересованы в поддержании диалога. Если региональные державы будут вести смертельную конкуренцию друг с другом, усилия Казахстана будут подорваны. На этом фоне влияние усилий Казахстана становятся более очевидным. Казахстанские лидеры реалистично оценивали ограниченные шансы на успех в решении острых вопросов, которые они решали. Вместо этого они были сосредоточены в первую очередь на управлении последствиями этих конфликтов на геополитическом уровне, стремясь предотвратить их эскалацию таким образом, чтобы поставить под угрозу более широкую стабильность на евразийском континенте.

Усилия Казахстана в области международного посредничества были тесно связаны с личностью его первого президента. Будет ли Казахстан играть роль посредника в политике великих держав Евразии в долгосрочной перспективе? Есть основания полагать что это возможно по двум причинам. Во первых меритократический подход Казахстана к кадровой политике во внешне политике позволил стране сформировать значительный пул официальных лиц с опытом международной политики высокого уровня, начиная с нынешнего президента Касым-Жомарт Токаева, который среди прочего занимал пост главы ООН в Женеве. Во вторых спрос на такого рода усилия вряд ли снизится, поскольку стратегическая конкуренция в Евразии продолжает усиливаться и усилия по смягчению последствий конкуренции великих держав в Евразии кажутся с каждым годом все более необходимым.

Тем не менее Казахстан накопил опыт, чтобы стать нейтральным и миролюбивым игроком в регионе. Страна гарантирует светлое будущее своим нынешним положением.