Как обходились без тотальной компьютерной графики создатели блокбастеров до начала 2000-х? Кинокомпаниям приходилось проявлять больше смекалки, благодаря которой они сумели сделать свои картины знаковыми для мира визуальных спецэффектов.
День Независимости
Фильм «День Независимости» заставил всех режиссеров того времени пересмотреть свои взгляды на подход к спецэффектам в своих кинокартинах. То, что сумели сотворить режиссер Роланд Эммерих и монтажер Дэвид Броннер стало прорывом в сфере киноиндустрии. Поэтому картина совершенно заслуженно получила статуэтку «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.
Ради пары секунд в кадре были созданы максимально детализирующие макеты города. В каждое окно маленького здания были вставлены настоящие стекла, на деревьях были отдельно созданы тысячи листочков, а фонарные столбы и светофоры по-настоящему работали.
Чтобы создать эффект взрывных волн на улицах города мастера спецэффектов придумали поставить макет Нью-Йорка в вертикальном положении и начать взрывать специальные петарды. После пары дублей на пробных макетах режиссеру все-таки удалось достигнуть желаемого эффекта, после чего этот процесс отняли уже на настоящем макете.
В одном из своих интервью Эммирих сказал:
«Одной из главных задач для нас было сделать нечто такое, чего зритель еще никогда не видел раньше. Мы собирались ошеломить людей, пришедших на просмотр, заставить каждого из них сказать: «Вау! Вот этого я не ожидал». Поэтому уровень спецэффектов здесь был просто беспрецедентным. Мы действительно делали то, чего еще никто не делал до нас.»
Аполлон-13
Космическая картина «Аполонн-13» нуждалась в сценах с невесомостью, но режиссер не хотел просто подвязать актеров на тросе, как это делали другие создатели кинокартин. Рон Ховард хотел максимально естественно отснять сцены с гравитацией, поэтому пошел сложным путем, потратив кучу денег и времени на настоящую «Рвотную комету».
«Рвотная комета»- это самолет КС-135, который используют NASA для подготовки юных космонавтов. Самолет движется по параболической траектории, создавая тем самым эффект гравитации. За время съемок актеры все держались «молодцом», и только пара операторов не выдержали испытания и прочистили свои желудки прямо во время съемок.
Естественность требует жертв, окупая старания режиссеров сполна. Так и произошло с «Аполлоном». Фильм был номинирован 9 раз на премию «Оскар» и собрал свыше 350 миллионов долларов в мировом прокате, затратив всего 55 миллионов долларов на съемки.
Парк Юрского периода
Чтобы максимально воссоздать динозавров Стивен Спилберг пригласил в свою команду ведущих палеонтологи, которые консультировали аниматоров студии. Часть динозавров была нарисована на компьютере, другая часть – создана из механических конструкций. Некоторые динозавры являлись костюмами, в которых актеры искусно передвигались по съемочной площадке.
Специалисты по визуальным эффектам сошлись во мнении, что фильм «Парк Юрского периода» стал поворотным моментом для всей индустрии спецэффектов. Это подтвердила ежегодная премия «Оскар», на которой фильм был награжден тремя наградами: за лучший звук, лучший монтаж звука и лучшие визуальные эффекты.
Так же, фильм окупил старания всей съемочной группы сполна, получив более миллиарда в мировом кассовом прокате. На съемки данной картины было потрачено 63 миллиона долларов.
Чужой
Фильм «Чужой» Ридли Скотт снимал без спецэффектов, затратив на картину всего 11 миллионов долларов. Съемки новорожденного «чужого» происходили с некоторыми ухищрениями, благодаря которым кинокритики сочли данный эпизод самым впечатляющим моментом во всей истории кинематографа. Во время премьерного показа фильма во время сцены с рождением чудовища зрители закрывали глаза, а некоторые даже выбегали из зала в ужасе.
Данный эпизод пришлось снять в два дубля. В первом дубле Кейн начинает чувствовать себя плохо, задыхаясь падает на металлический стол, после чего дубль обрывается и вход идет «волшебство» смекалки. Во втором дубле уже подготовлено тело манекена, в котором поместили кишки и кровь быка со скотобойни.
Под высоким давлением все содержимое манекена в нужный момент вырывается наружу. Актриса Вероника Картрайт была осведомлена заранее, о том, что на нее вероятно попадут капельки крови, но на деле она была вся в этой субстанции, от чего искренне начала визжать, а после упала. Эти драгоценные кадры вошли в финальный монтаж картины. Бедная девушка, сама того не желая, великолепно сыграла в одной из лучших сцен кинематографа.