Найти тему
soullaway soullaway

Андрей Панов. Первый панк Советского Союза.

Панки 90-х повально слушали Егора Летова, совершенно искренне считая его таким же, как и они, панком, правда, с рядом оговорок. Но никого не смущало, что его альбомы «Прыг-Скок» и «Сто лет одиночества» к панк року не имели вообще никакого отношения. Их скорее логично сравнивать с психоделической музыкой 60-х годов, положенной на советские рельсы. Но по какой-то инерции Игорь Федоровича воспринимали как всё того же беснующегося молодого человека из конца 80-х. Если же почитать его интервью того периода, то можно быстро прийти к выводу, что и в 80-х к панкам он имел очень косвенное отношение. Он был куда более широким явлением. Каким-то глобальным человеком создававшим свои вселенные.

Его же полной противоположностью был Андрей Панов. И здесь я вижу какой-то парадокс. Летов уроженец Омска. Из обычной семьи. Папа у него военный. Рос Егор на окраине города среди пятиэтажек и гаражей. Андрей Панов же из Ленинграда – культурной столицы. Его родители артисты балета. По логике именно он должен был быть начитанным мальчиком и писать сложные стихи. Однако судьба распорядилась иначе. Сложная поэзия создавалась в Омске, в Ленинграде же Андрей Панов занимался примитивным панк роком.

Слушал ли я его в 90-х? Да, я ознакомился с рядом записей. На фоне Егора он не произвел вообще никакого впечатления. Мне показалось, что я слушаю какого-то дилетанта в развитии остановившегося в подростковом возрасте. И судя по всему, я был недалек от истины в своих ощущениях. Возможно именно поэтому всё же ряд панков и считали его своим. То есть Летов был словно некое божество, вокруг него к концу того лихого десятилетия сформировался культ, а Панова же воспринимали проще. Ну, есть такой человек, что-то поёт, но он же такой же, как мы. Примерно такой была логика.

На концертах «АУ» я не бывал. Поглядев пару видео, в общем-то, не жалею. Зато я очень хорошо помню, как в конце лета 1998 года ко мне подошёл знакомый по прозвищу Вися и с какой-то грустью объявил о том, что Панова больше нет. Естественно пошли, помянули. Кажется у кого-то была гитара, но пели мы всё того же Летова. Оказалось, что никто не знает наизусть ни одной песни у Панова. Хотя казалось бы свой. Такой же панк. Но вот не знали.

-2

Почему так сложилось, что Панова все знали, но никто не слушал объяснить несложно. Всё-таки тут сказывается то, что Ленинград культурная столица. Это большой и влиятельный город. И естественно те, кто занимался музыкой там, не могли не знать друг друга. Естественно Панова прекрасно знали. Более того он и играл какое-то время вместе с Цоем. Или это Цой играл с ним, тут с какой стороны посмотреть. Дружил Панов и с Майком Науменко. И конечно знал его Гребенщиков, Шевчук, Кинчев и прочие деятели ленинградского рок клуба. Да, он где-то выступал. Бывали даже гастроли в такие экзотические места как Тюмень и Киев, но никогда АУ не считались важной группой. Я, честно говоря, даже и не встречал их фанатов ни разу.

-3

И вот сейчас, спустя много лет я склоняюсь к мысли, что всё это можно объяснить двумя точками зрения. Первая, на мой взгляд, самая красивая заключается в том, что Панов был мастером маркетинга и всё происходящее делал сознательно. Ему как раз и нравилось быть отбросом. Это был такой юношеский протест против взрослого мира и его конформизма. Бунт прыщавого юноши. Как-то так я бы это окрестил. Мальчик, выросший с интеллигентной мамой, избалованный её вниманием в итоге превратился в нечто противопоставляющее себя миру комфорта. В конце концов, прозвище-то Свин не просто так ему дали. И становиться чьим-то кумиром ему претило. Потому максимум усилий направлялся на то что бы быть неудобоваримым и ненужным широким массам.

-4

Вторая версия, на мой взгляд, более правдоподобная, но не такая красивая. Конечно, она не отменяет воспитания мамы и последующей жизни на грани, но я веду речь об известности. Так вот Панову просто банально повезло, что он родился в Ленинграде и был знаком с десятками музыкантов впоследствии ставших знаменитыми. Этим и объясняется тот минимум выступлений, что у него были, и его пять минут славы.

Родись он в Омске как Летов, так и сгинул бы безвестным панком с периферии. Сколько было подобных групп, которые за пределами родных городов никто и не знает? А сколько было вот таких лихих персонажей? Но вышло, так как вышло. И, наверное, в этом и заключается суть панк рока. Сохранять внутри себя подростковый максимализм до самого конца и не обращать внимания на то, как складывается жизнь. Панову это удалось и если кого-то и считать первым панком Советского Союза, то именно его, а не Летова. Потому что Игорь Федорович это нечто другое. Ему было тесно в узких рамках этого жанра. Панову же вполне комфортно и на большее он не претендовал.

У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.