1. TV
До того, как Ханеке пришел в кино, он двадцать лет проработал на телевидении. Телевизоры молчаливо присутствуют почти во всех его фильмах, а иногда становятся полноправными участниками событий. Так, в «Седьмом континенте» семья, решившаяся на групповое самоубийство, садится умирать перед телевизором, в «Видео Бенни» главный герой, живущий в окружении мониторов, записывает убийство на видеокассету, а в фильме «Забавные игры» кровь убитого ребенка попадает именно на телевизор.
2. Дети – источник зла
Дети по Ханеке отнюдь не tabula rasa, они – отражение искаженного родительского сознания и больного общества. Подросток совершает в «Видео Бенни» убийство из чистого любопытства, а затем сдает собственных родителей, укрывших следы, полиции. В «Белой ленте» режиссер прозрачно намекает, что именно дети стоят за страшными преступлениями в немецкой деревушке, кроме того, Ханеке неспроста указывает нам время действия: канун первой мировой. Путем нехитрых умозаключений, зритель понимает, что те самые дети – будущие фашисты.
3. Георг и Анна
Любопытная деталь: в каждом из фильмов Ханеке есть герои с именами Анна и Георг (в лентах, снятых во Франции, Анна и Жорж). Это могут быть как главные герои, так и эпизодические персонажи. Сам режиссер не придает особого значения этой детали и смеется, что ему не хватает фантазии: «Снимая один из ранних телевизионных фильмов, я думал, как бы назвать героя и героиню, чтобы имена были предельно простыми. Мне на ум пришли Георг и Анна. Так с тех пор и повелось.»
4. Насилие
Все фильмы Ханеке содержат сцены насилия, как психологического, так и физического, однако мотивация насильника от зрителя зачастую скрыта. Дело в том, что Ханеке хочет сосредоточить наше внимание на страданиях жертвы и воспрепятствовать какой-либо идентификации с преступником и его мотивами. Так режиссер бросает вызов голливудской практике продавать насилие как потребительский товар. Ханеке делает зрителя свидетелем преступлений, таким образом, превращая его в соучастника, чтобы дать прочувствовать, как безобразно и отвратительно насилие, которым мы, благодаря Голливуду, чрезмерно увлечены.
5. Статичная камера
Камера в фильмах Ханеке статична, что открывает пространство для размышлений. Зритель долго наблюдает за пустыми комнатами, фасадами домов, игрой в пинг-понг и другими будничными реалиями, а в это время глаз, привыкший к определенным киношным приемам, инстинктивно выискивает, за что зацепиться и…не находит. Ханеке демонстрирует реальность, которая не пестрит событиями каждую секунду, но всегда таит в себе угрозу «стабильности».
6. Длинные кадры и минимум монтажа
Чтобы события фильмов выглядели, как происходящие в реальном времени, Ханеке снимает длинными кадрами и минимально использует монтаж. Так режиссер дает зрителю возможность полностью сконцентрировать внимание и «пережить» вместе с персонажами определенный опыт.
7. Открытый финал
Ханеке любит задавать вопросы, но никогда не дает ответов. В финале мотивы персонажей так и остаются неясными, а их цели – неоднозначными. Состояние незакрытого гештальта провоцирует зрителя размышлять, анализировать, строить гипотезы. В этом и есть режиссерская задача Ханеке.
8. Фрагменты и детали
Все фильмы «трилогии оледенения» («Седьмой континент», «Видео Бенни», «71 фрагмент хронологии случайностей») сняты особенным образом: в кадр попадают любые детали, кроме лиц. То есть лица, конечно, тоже есть, но режиссер на них не фокусируется. Зрителю приходится «дорисовывать» портреты героев из их привычек и окружающих предметов. В «Седьмом континенте» такой прием помогает подчеркнуть однообразную жизнь героев, которая становится причиной группового самоубийства, а в «71 фрагменте хронологии случайностей» казалось бы несвязанные между собой фрагменты вдруг складываются в голове зрителя в единый пазл.
9. Уплощенный аффект
Герои Ханеке не выражают эмоций: у них, как правило, монотонные голоса и бедная мимика. Они столь же безразличны к своей судьбе, как и к чувствам и страданиям окружающих. Вспомним сцену самоубийства из фильма «Скрытое»: с ничего не выражающим лицом герой перерезает себе горло. Или финал «Пианистки», когда героиня Изабель Юппер вонзает нож чуть выше сердца, после чего быстрым шагом покидает здание.
10. Неудобное кино
Как говорит сам Ханеке: «Мои фильмы легче сделать, чем смотреть». Это чистой воды правда. Режиссер всеми доступными ему способами делает так, чтобы у зрителя возникали неудобные ощущения: длинные кадры, порой повторяющиеся, в которых ничего не происходит, отсутствие закадровой музыки, обилие жестокости, отсутствие логики в поступках персонажей да ещё и открытый финал. Так режиссер заставляет зрителя думать и чувствовать, вместо того, чтобы по привычке потреблять фильм.
Больше материалов об авторском кино ищите на канале в Telegram.