Найти в Дзене
Cinemagraphie

Режиссёрский стиль: Михаэль Ханеке

Оглавление

1.      TV

До того, как Ханеке пришел в кино, он двадцать лет проработал на телевидении. Телевизоры молчаливо присутствуют почти во всех его фильмах, а иногда становятся полноправными участниками событий. Так, в «Седьмом континенте» семья, решившаяся на групповое самоубийство, садится умирать перед телевизором, в «Видео Бенни» главный герой, живущий в окружении мониторов, записывает убийство на видеокассету, а в фильме «Забавные игры» кровь убитого ребенка попадает именно на телевизор.

2.      Дети – источник зла

-2

Дети по Ханеке отнюдь не tabula rasa, они – отражение искаженного родительского сознания и больного общества. Подросток совершает в «Видео Бенни» убийство из чистого любопытства, а затем сдает собственных родителей, укрывших следы, полиции. В «Белой ленте» режиссер прозрачно намекает, что именно дети стоят за страшными преступлениями в немецкой деревушке, кроме того, Ханеке неспроста указывает нам время действия: канун первой мировой. Путем нехитрых умозаключений, зритель понимает, что те самые дети – будущие фашисты.

3.      Георг и Анна

-3

Любопытная деталь: в каждом из фильмов Ханеке есть герои с именами Анна и Георг (в лентах, снятых во Франции, Анна и Жорж). Это могут быть как главные герои, так и эпизодические персонажи. Сам режиссер не придает особого значения этой детали и смеется, что ему не хватает фантазии: «Снимая один из ранних телевизионных фильмов, я думал, как бы назвать героя и героиню, чтобы имена были предельно простыми. Мне на ум пришли Георг и Анна. Так с тех пор и повелось.»

4.      Насилие

-4

Все фильмы Ханеке содержат сцены насилия, как психологического, так и физического, однако мотивация насильника от зрителя зачастую скрыта. Дело в том, что Ханеке хочет сосредоточить наше внимание на страданиях жертвы и воспрепятствовать какой-либо идентификации с преступником и его мотивами. Так режиссер бросает вызов голливудской практике продавать насилие как потребительский товар. Ханеке делает зрителя свидетелем преступлений, таким образом, превращая его в соучастника, чтобы дать прочувствовать, как безобразно и отвратительно насилие, которым мы, благодаря Голливуду, чрезмерно увлечены.

5.      Статичная камера

-5

Камера в фильмах Ханеке статична, что открывает пространство для размышлений. Зритель долго наблюдает за пустыми комнатами, фасадами домов, игрой в пинг-понг и другими будничными реалиями, а в это время глаз, привыкший к определенным киношным приемам, инстинктивно выискивает, за что зацепиться и…не находит. Ханеке демонстрирует реальность, которая не пестрит событиями каждую секунду, но всегда таит в себе угрозу «стабильности».

6.      Длинные кадры и минимум монтажа

-6

Чтобы события фильмов выглядели, как происходящие в реальном времени, Ханеке снимает длинными кадрами и минимально использует монтаж. Так режиссер дает зрителю возможность полностью сконцентрировать внимание и «пережить» вместе с персонажами определенный опыт.

7.      Открытый финал

-7

Ханеке любит задавать вопросы, но никогда не дает ответов. В финале мотивы персонажей так и остаются неясными, а их цели – неоднозначными. Состояние незакрытого гештальта провоцирует зрителя размышлять, анализировать, строить гипотезы. В этом и есть режиссерская задача Ханеке.

8.      Фрагменты и детали

-8

Все фильмы «трилогии оледенения» («Седьмой континент», «Видео Бенни», «71 фрагмент хронологии случайностей») сняты особенным образом: в кадр попадают любые детали, кроме лиц. То есть лица, конечно, тоже есть, но режиссер на них не фокусируется. Зрителю приходится «дорисовывать» портреты героев из их привычек и окружающих предметов. В «Седьмом континенте» такой прием помогает подчеркнуть однообразную жизнь героев, которая становится причиной группового самоубийства, а в «71 фрагменте хронологии случайностей» казалось бы несвязанные между собой фрагменты вдруг складываются в голове зрителя в единый пазл.

9.      Уплощенный аффект

-9

Герои Ханеке не выражают эмоций: у них, как правило, монотонные голоса и бедная мимика. Они столь же безразличны к своей судьбе, как и к чувствам и страданиям окружающих. Вспомним сцену самоубийства из фильма «Скрытое»: с ничего не выражающим лицом герой перерезает себе горло. Или финал «Пианистки», когда героиня Изабель Юппер вонзает нож чуть выше сердца, после чего быстрым шагом покидает здание.

10.  Неудобное кино

-10

Как говорит сам Ханеке: «Мои фильмы легче сделать, чем смотреть». Это чистой воды правда. Режиссер всеми доступными ему способами делает так, чтобы у зрителя возникали неудобные ощущения: длинные кадры, порой повторяющиеся, в которых ничего не происходит, отсутствие закадровой музыки, обилие жестокости, отсутствие логики в поступках персонажей да ещё и открытый финал. Так режиссер заставляет зрителя думать и чувствовать, вместо того, чтобы по привычке потреблять фильм.

Больше материалов об авторском кино ищите на канале в Telegram.