Если современные вампирские саги оставляют Вас равнодушными — не спешите ставить крест на всём жанре. Сегодня мы попробуем вернуться к истокам и расскажем о тех самых прапрапрабабушках «Сумерек», с которых все и начиналось.
Михаэль Бехайм «Дракул-воевода»
/ Helperia
Хотя в поэме нет прямого упоминания вампиров, мы не могли обойти ее стороной, ведь именно благодаря ей во второй половине 15 века весь мир узнал о Владе Цепеше. Его жизнь окутана покровом мрачных тайн: одни считают его национальным героем и сильным политиком, создавшим Великую Румынию, другие изувером и тираном. Сам Бехайм относился к последним: в поэме он рисует перед читателем утопическую картину мира, как ада на земле. Правит этим адом не кто иной, как Дракул (неслучайно прозвище Цепеша переводится с румынского как «Дьявол»). «Дракул-воевода» не может претендовать на историческую точность и объективность, но зато это единственное в мире литературное произведение, которое дает нам возможность взглянуть на эпоху правления Влада Цепеша глазами его современника.
Джон Уильям Полидори «Вампир»
/ mirf.ru
Однажды, дождливым летним вечером 1816 года, небольшая компания близких друзей собралась на вилле у Байрона. Молодые люди читали рассказы о приведениях и разговорили о сверхъестественном. В результате каждому было предложено попробовать написать свою собственную готическую страшилку. Именно после этого на свет появился легендарный «Франкенштейн» Мэри Шелли, а также самое первое в истории художественное произведение о вампирах. Взяв за основу сюжет, намеченный Байроном, Полидори превратил вампира из фольклорного персонажа в того самого, известного нам всем, утончённого аристократа, охотящегося в высшем обществе.
Джозеф Шеридан Ле Фаню "Кармилла"
Написанная за полвека до «Дракулы», по легенде, именно «Кармилла» вдохновил Брэма Стокера на создание своего непревзойденного романа. Эта готическая новелла содержит в себе все классические элементы жанра: фамильный замок, расположенный в живописной, но отдалённой туманной местности, ряд необъяснимых смертей и таинственную героиню, пьющую человеческую кровь. Ле Фаню очень тонко передает ту самую атмосферу мрачной загадочности, за которую мы все так любим готическую литературу: страх накатывает не сразу, он нарастает постепенно, строчка за строчкой, в какой-то момент превращаясь в леденящий душу ужас. Сама Кармилла не только первая в истории художественной литературы вампирша, но и самая первая вампирша-лесбинка — архетип, впоследствии ставший крайне популярным в кинокультуре.
Брэм Стокер «Дракула»
Мы не покривим душой, если назовём «Дракулу» Стокера самой известной в истории книгой о вампирах. Парадокс заключается в том, что обычно она остаётся вне поля зрения фанатов современных вампирских саг. Мы все чаще забываем, что жуткий мертвец граф Дракула и знаменитый охотник на вампиров Ван Хельсинг — это не плод фантазии голливудских режиссёров, а герои бессмертного романа, который даже спустя век заставляет кровь стыть в жилах. Стокер создал историю, ставшую настоящим культурным феноменом, а переоценить его вклад в популяризацию «вампирской» тематики просто невозможно. Самое время освежить в памяти эту мрачную, но по-своему красивую сказку о детях ночи.