Silencer - пожалуй, самая известная группа, ассоциируемая с депрессив-блэк-металом. Она выпустила один-единственный полноформатный альбом, «Death - Pierce Me» (2001), и распалась после его выхода, но, тем не менее, многие в первых рядах вспоминают именно про этот опус, когда речь идёт о депроблэке.
Как известно, из-за своего ореола мистичности группа обросла множеством слухов, от относительно правдоподобных до попросту смехотворных. Даже не стоит лишний раз вспоминать все байки. Интереснее - взглянуть на подлинные истоки группы и поразмышлять над ценностью её творчества, а именно альбома «Death - Pierce Me».
Silencer создан гитаристом Андреасом «Лире» Касадо и вокалистом Микаэлем «Наттрамном» Нильсоном в Стокгольме в 1995 году на концерте шведской блэк-метал группы Funeral Mist. Формация прославилась в основном благодаря вкладу Наттрамна, но он был лишь её вокалистом и автором большей части лирики. Автором музыки являлся Лире. Так или иначе, источники вдохновения у обоих музыкантов схожие.
Silencer связан с другой шведской депрессив-блэк-метал группой - Shining. Первоначальный вокалист Shining, Роберт, некоторое время был сессионным ударником на репетициях Silencer, а с лидером Shining, Никласом Кварфортом, у музыкантов Silencer дружеские отношения и общие музыкальные влияния.
Что касается основных влияний для Лире, то среди оных сам музыкант отмечал Paradise Lost, Strid, Burzum и Bethlehem. Собственно, альбом немцев Bethlehem «Dictius Te Necare» является ключевым влиянием для Silencer как в плане музыки, так и вокала. По правде говоря, Silencer открыто воспроизвели стиль «Dictius Te Necare».
Почему же великий оригинал остался в тени последователя? Тут всё просто: Silencer сумели лучше себя преподнести. Наттрамн дал очень броское интервью в период выхода «Death - Pierce Me», в котором рассказывал о своём шатком психическом состоянии, а после распада Silencer Наттрамн отправился в психиатрическую больницу, что является самым громким, но и самым правдоподобным слухом о Silencer. Более того, образ Наттрамна сам по себе был нетривиальным, о чём свидетельствуют фотосессии группы.
Так или иначе, насколько бы не помогли слухи альбому «Death - Pierce Me» стать популярным, сам альбом всё-таки хорош. Это не просто воссоздание Bethlehem «Dictius Te Necare», а его качественная реконструкция. Нет ничего плохого в том, когда находится достойный аналог интересной музыке, не доходящий до плагиата.
Темп и темы на «Death - Pierce Me» приходят на смену друг другу в резкой манере. Спокойные гитарные переборы и вдумчивые пассажи клавишных чередуются с агрессивными тремоло-риффами под аккомпанемент бласт-битов и истеричного вокала. Настроение тоже постоянно изменчивое, но отталкивающееся в основном от отчаяния.
Многие ставят под вопрос депрессивность музыки альбома, потому что материал зачастую слишком резкий и агрессивный - скорбность порой утопает в агонии. Да, возможно, «Death - Pierce Me» больше маниакальный, нежели депрессивный. Это подчёркивается и лирикой, ибо откровенная саморазрушительная концепция прослеживается не во всех композициях, и в основном лирика очень сюрреалистическая.
Тем не менее, справедливо отметить, что отчаяния, истерики и агонии больше на первых трёх композициях альбома, в то время как оставшиеся три - более монотонные и скорбные (последняя - это вообще меланхолическое клавишное аутро).
Конечно, одна из самых обсуждаемых тем, касающихся Silencer - это вокал Наттрамна. Лире перенял композиторский стиль Клауса Маттона с альбома «Dictius Te Necare», а Наттрамн перенял манеру вокала Райнера Ландферманна с того же опуса. Таким образом, вокал Наттрамна - это эталон так называемого шрайка, то есть крайне высокого и истеричного скриминга. При этом харизмой вокал Наттрамна не обделён. Там, где необходимо, Наттрамн может и погроулить, и повздыхать, и покряхтеть, и т.д., и т.п.
Да, всё это было на уже не раз упомянутом «Dictius Te Necare» в исполнении Bethlehem, но на самом деле не сказать, что кто-то смог лучше, а кто-то - хуже. «Dictius Te Necare» и «Death - Pierce Me» - два отличных альбома. Один представил гениальную идею, второй - убедительно повторил её. Поэтому не стоит пытаться определить, кто круче, нужно просто радоваться тому, что вместо одного великолепного альбома мы имеем целых два.
Спустя немного времени после выпуска «Death - Pierce Me» появилось некоторое напряжение в общении между Лире и Наттрамом, в результате чего музыканты повздорили, и Silencer распался. Ну и, по уже упомянутым слухам, Наттрамн отправился в психушку, где в процессе лечения он основал электронный проект Diagnose: Lebensgefahr, промышлявший на стыке индастриала, нойза и дарк-эмбиента на характерную для Наттрамна сюрреалистическую тематику. Лире немного поиграл в Shining, в 2005-2006 гг, после чего он завязал с музыкальной деятельностью.
История Silencer закончилась и с огромной вероятностью навсегда. Лире особо ни от кого не прячется, хотя в интервью касается не всех тем, связанных с группой и её вокалистом. Про Наттрамна всё так же практически ничего не известно. В 2011 он издал книгу «Grishjärta», а в 2012 - альбом «Ödelagt» своего дарк-эмбиентного проекта Trencadis. То ли самостоятельно, то ли с чей-то помощью Наттрамн открыл свой сайт, с помощью которого приторговывал мерчем и переизданиями своего творчества, попутно всё время делая заявления о чём-то надвигающемся, но последнее не пришло, и Наттрамн залёг на дно.
Silencer - интереснейшая группа, да и собственные проекты Наттрамна достойны внимания. Шансы на продолжение есть лишь у последних, и то не понятно до конца, но на самом деле в этом, наверное, нет ничего плохого. Никогда не предскажешь, стоит ли оно того, ибо камбэки - дело скользкое, и порой лучше красиво уйти, растворившись в неизведанности.