Как-то так получилось, что Маяковский всегда был рядом и на слуху. В школе, дома, на работе какое-то время. Мне нравились его рубленные рифмы и ломаные формы, мне нравилась его иносказательность и при этом прямота. Собственно, почему нравилась, нравится мне и сейчас.
Как это водится, со стихами Владимира Маяковского нас познакомили в школе, но представили поэта в образе революционера и прочей бла-бла, так что сложилось впечатление, что его поэтический талант заканчивается ровно там, где он достаёт из широких штанин, как вы помните, дубликатом бесценного груза... Но это далеко не так, ведь свою литературную жизнь Маяковский начал за пять лет до революции, а по политическим взглядам он вообще был социал-демократом, что отличается от левых коммунистических революционных платформ.
Но впрочем, не об этом я. У Маяковского есть много замечательных стихов, такие как: "Облако в штанах", "Лиличка", "Ещё Петербург", "Вот так я сделался собакой" и другие. Но особняком для меня всегда стоит короткое стихотворение, одно из ранних у Маяковского - "А вы могли бы?"
Оно всегда отзывалось во мне резким эхом гонга, будто бы нервы, которые натянуты как канат, того и гляди лопнут. Да, я читал разборы и анализы этого стихотворения и все они якобы о том. что надо избавляться от рутинного и обывательского видения, о том. что автор включает фантазию и видит красоту там, где другие её не замечают. Спорить не буду, но я вижу и слышу этот стих совершенно иначе.
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Я слышу здесь надрыв и боль, когда всё сразу же пошло не так, когда от ярости ты выливаешь краску, может даже кому-то в лицо. Когда серые студни будня засасывают тебя в пучину, усмехаясь кривой рыбьей ухмылкой, звеня жестянками монет. Ты чувствуешь, как вскипает разум возмущённый, как гнев твой праведный обрушиться готов....
Но ты берёшь себя в руки, ты смотришь на мир, и представляешь себе, как играешь ноктюрн, лирически, мечтательно...
Сильное стихотворение сильного поэта. Интересно то, что последователей у Маяковского было очень много, но на олимп поэзии никто из них так и не взошёл. Потому что Маяковский - он такой один.