Приветствую вас, друзья!
Продолжаю свой новый большой цикл про непарадный восток столицы и его железные дороги. В прошлый раз я показывал вам атмосферную московскую местность Калитники, а остановились мы у промышленной железнодорожной станции со звучным названием Бойня и сегодня я хочу поведать о ней.
Не знаю уж, что так привлекает меня в этом месте, жизнеутверждающее ли название или что-то иное, но мне никогда не лень возвращаться на эту станцию и бродить по её окрестностям. Есть в ней и окружающих её промышленных пейзажах что-то мистически-притягательное, неповторимое и безумно красивое.
Да, сейчас она переживает далеко не лучшие свои времена, промзоны вокруг умирают, застраиваются и былой колорит потихоньку уходит в прошлое, однако здесь всё ещё витает тот дух, за который я и люблю непарадную Москву. Поэтому, когда меня не так давно в очередной раз потянуло куда-нибудь в подобные места, я выбрал для похода именно Бойню. За основу для рассказа я взял свои фото февраля 2020-го, несколько фото ноября 2020-го и исторические кадры из открытых источников. Давайте гулять!
Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям (даже малодеятельным) опасно!
1. Прогулку начинаем от Остаповского путепровода, по которому несётся Волгоградский проспект.
2. Здесь я хочу сделать небольшой эскурс в историю и показать вам карты местности (взяты здесь) в период расцвета её деятельности. И, хотя, сама станция появилась ещё до революции, расцвет, наверное, всё же пришёлся на середину XX века. Посмотрим на прекрасную карту 1952-го года. В принципе, многие из этого большого куста подъездных путей до сих пор частично или практически полностью лежат на месте и доживают свой век, ржавея на гниющих шпалах среди зарослей и куч мусора. К сожалению, былая грузовая работа станции уже навсегда ушла в прошлое. Правда, не совсем (об этом будет далее). Кстати, любопытно, что на данной карте товарный парк Бойни обозначен, как Бойня-город, а собственно городской парк, который обслуживал ОАО "СервисХолод", Микояновский мясомбинат и Таганский мясоперерабатывающий завод, назван просто Бойня. Возможно, в те годы дело так и обстояло, но что-то я не слышал о рокировке наваний парков станции.
3. Карта 1968-го года более подробная и даёт понять, какое огромное количество путей было у Бойни. И все действовали. В те далёкие уже времена вряд ли кто-то мог представить, что всё это через полвека будет в состоянии разрухи медленно гнить, ржаветь и зарастать.
4. Смотрите, даже на аэрофотосъёмке 1996-го года видно сколько составов стояло в обоих парках станции, но неумолимые новые времена с политикой максимального вывода промзон и грузовой железнодорожной работы из Москвы в итоге привели к тому, что мы сейчас имеем. Что ж, давайте теперь посмотрим хотя бы то, что ещё имеем.
5. Западная горловина Бойни. Вид в сторону ликвидированного ныне парка (а ранее - самостоятельной станции) Симоново. С остатками подъездных путей бывшего цементного завода. Когда-то здесь было оживлённое движение, теперь ржавые рельсы, погашенные светофоры и мёртвая тишина. Лишь редкие прохожие срезают свой путь к станции метро Волгоградский проспект. Сами пути сейчас продолжаются ещё метров на 500, далее перегон к Симоново разобрали в прошлом году и граница владений РЖД теперь заканчивается тупиками станции Бойня. Прогулку по ветви до Симоново, когда пути ещё не были разобраны, вы можете посмотреть здесь.
6. Почти все светофоры в западной горловине давно погашены.
7. Накат на путях практически полностью отсутствует, на станции стоят и ржавеют только вагоны, которые там стоят уже около 10 лет... Правда, нынешней зимой, сторонними наблюдателями было замечено движение по подъездному пути на ТЭЦ-8 (вдали справа). Видимо, подвозили мазут, который является резервным топливом большинства московских ТЭЦ, основным же является природный газ.
8. Такая вот юность.
10. Если бы на момент съёмки снег не подтаял, то путей бы и вовсе не было видно.
10. А когда-то было так... (2008 год, фото взято отсюда).
11.
12. ТЭЦ-8 производит облака. По сути - это единственное преприятие, которое ещё "висит" на товарном парке Бойни. И будет "висеть" дальше. Большую часть путей, не относящихся к подъездным путям ТЭЦ, возможно, скоро разберут. Но не все.
13. Грустные времена настали для московских промышленных станций.
14. И мрачная промышленная красота. Въездные ворота ТЭЦ прячутся как раз за старыми ржавыми вагонами.
15.
16. Отрезанный путь и ворота на территорию проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства ОАО «РЖД».
17. Пост электрической централизации и конторка станции Бойня. Всё здание, как водится, изуродовали сайдингом, нетронутой оставили только эту чудную башенку. Судя по архитектуре, это то немногое, что осталось здесь с дореволюционных времён.
18. А вот как это выглядело ещё недавно, когда сюда ещё не добрались РЖДшные "дизайнеры" (фото 2012-го года, взято отсюда).
19. Запустение.
20.
21. Почти все светофоры на станции погашены, некоторые ещё и повыбиты.
22. Один из немногих действующих.
23. Осенний вид обратно.
24. Всё-таки, величественные виды и очень атмосферные.
25. Всегда восхищали эти гигантские хитросплетения труб, идущих откуда-то куда-то и источающих пар.
26.
27. Ещё один действующий светофор.
28. И его разбитый вандалами собрат.
29. Восточная горловина. Слева въездные ворота ЗАО «Мостранссклад», правее - путь к Угрешской и бывшему городскому парку Бойни, ещё правее к Новопролетарской, самый правый путь - бывший подъездной путь завода «Клейтук».
30. Осенний вариант.
31. Взгляд назад.
32. Подъездной путь ЗАО «Мостранссклад».
33. Судя по виду, давно заброшен.
34. Но манёвровый светофор на подъездном пути на удивление работает.
35. Но почти все остальные погашены. И ничто не нарушает этой кладбищенской тишины, кроме гула, доносящегося с ТЭЦ.
36. А ещё недавно здесь была мощная движуха (2011 г., фото взято отсюда).
37.
38.
39. На этом пути даже есть едва-едва заметный накат.
40. Недействующий подъездной путь, ведущий к крупному офисно-складскому комплексу «Контакт». Раньше это был подъездной путь завода «Клейтук», который выпускал жидкое натриевое стекло, казеиновый клей, растворимый силикат натрия, а также полиэтиленовые трубы. История завода «Клейтук» начинается с 1874 года, когда было образовано Общество костеобжигательных заводов и выделки из кости других продуктов. Кости соответственно попадали сюда в качестве отходов производства с "Микояна" и Таганского мясоперерабатывающего. "Аромат" в округе стоял соответствующий, многие до сих пор вспоминают его с ужасом. С другой стороны, когда всё это строилось - это было довольно далеко от жилья. Это уже потом Москва стала быстро наступать на свои былые пригороды.
41. Взгляд назад.
42.
43. Подъездные пути плодоовощной базы ГУП «Таганское» частично разобраны. Влево уходит путь к бывшему городскому парку Бойни и станции Угрешская МОЖД.
44. Немного осенних видов горловины для контраста.
45.
46.
47. В следующей части читайте о прогулке дальше в сторону Угрешской. Впрочем, в сторону Новопролетарской мы тоже прогуляемся потом. И не только. Цикл будет большой.
А на сегодня пока что всё. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч! Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!
Навигация по циклу:
> Непарадные уголки Москвы: Калитники
> Призраки старой Москвы: станция Бойня
> Призраки уходящей Москвы. Часть 2-я: от Бойни до Угрешской
> Призраки уходящей Москвы. Часть 3-я: от Бойни до Новопролетарской
> Призраки уходящей Москвы. Часть 4-я: от Новопролетарской до Лефортово
> Непарадная Москва: соединительная ветвь Угрешская - Люблино. Часть 1-я
> Непарадная Москва: соединительная ветвь Угрешская - Люблино. Часть 2-я