Найти тему
Просто о сложном

Большой брат будет следить за учениками: 43000 российских школ оборудуют системой распознавания лиц "Оруэлл"

Оглавление

Тема этой статьи уже обсуждалась в интернете летом, когда представители Национального центра информатизации (НЦИ - дочерняя компания "Ростеха"), обвинили "Ведомости" в распространении недостоверной информации.

Напомню, что газета написала о том, что НЦИ запускает пилотный проект по оснащению 1600 российских школ системой опознавания лиц (и планирует идти дальше), на что представители компании ответили буквально следующее:

"Условия поставки не предусматривали внедрения технологии распознавания лиц. Какие-либо контракты на поставку видеооборудования в 43 тыс. школ компания не заключала".

Ну ладно, газетчики могли ошибиться, всякое бывает... Но вот, буквально на прошлой неделе, в "Комсомольской правде" появляется интервью бывшего главы российского отделения Интерпола, генерала-майора Владимира Овчинского, который говорит совсем обратное:

"В июне 2020 года, например, правительство РФ подписало контракт с "Ростехом" на установку такой системы (распознавания лиц) с символичным названием "Оруэлл" более чем в 43000 школ страны. Чтобы мониторить поведение учеников, а также выявлять посторонних в школьных зданиях".

Так почему НЦИ так отбрыкивался от озвученной в июне информации? Есть что скрывать? Да нет, дело совершенно в другом. Заказ-то был правительственный и явно потянул на многие миллиарды рублей. Летом россияне немного расслабились, потихоньку стал забываться кошмар дистанционного обучения, народ рванул на моря - зачем будоражить общественность еще одним школьным нововведением, да еще за такие деньги...

Немного о цинизме

За разработку камер отвечает компания «Элвис-неотек», входящая в состав Роснано (так вот куда много лет вливались бюджетные миллиарды, оказывается кроме лампочек и планшетов за 400 долл. ведомство Чубайса разрабатывало камеры наблюдения). Кто не в курсе - с недавнего времени Роснано и еще пара десятков подобных компаний перешли под крыло "Ростеха". Для пилотного проекта она поставила более 28 000 камер.

Антиутопия Джорджа Оруэлла "1984".
Антиутопия Джорджа Оруэлла "1984".

Представитель «Элвис-неотек» Евгений Лапшев поведал, что все камеры подключены к платформе компьютерного зрения «Оруэлл» (Orwell), а дополнительно в систему был интегрирован модуль распознавания лиц от NtechLab (также входит в «Ростех»).

Конечно, это очень здорово, что используются системы от отечественных разработчиков, но цинизм заключается уже в самом названии. Это непрозрачный намек на самое известное произведение автора, антиутопию "1984", которую в последнее время цитируют все чаще. В книге описывается общество будущего, в котором каждый гражданин находится под неусыпным наблюдением государства. Выражение "большой брат следит за тобой" именно оттуда.

Еще обидней то, что огромные ресурсы расходуются на дорогие игрушки, которые в плане безопасности учеников и педагогического состава ничего дать не могут. Как сказал Овчинников? Чтобы мониторить поведение учеников и выявлять посторонних в школьных зданиях? А простого охранника на входе уже недостаточно? Сильно помогли камеры в американской школе "Колумбайн" или в Керченском политехническом колледже? Мне вот представляется совсем другая причина для оснащения школ "всевидящим оком".

Так для чего все это?

Лично для себя я делаю очевидные выводы, что обилие "умных" камер в учебных заведениях нужно только для того, чтобы:

С младых ногтей приучить школяров находится под постоянным наблюдением. Человек, привыкший к виду камеры в классе, будет воспринимать эти высокотехнологичные устройства, натыканные на каждом столбе, как нечто само собой разумеющееся. Потому что нормальный человек не может игнорировать факт круглосуточной слежки за ним, у него обязательно со временем разовьются всевозможные неврозы. Все говорят о том, какой чистый и безопасный город Сингапур, но не знают, какая устрашающая статистика по психическим заболеваниям и суицидам в этом утыканном камерами островном государстве.

-3

Со школьной скамьи начинать формировать досье на каждого человека, которое потом будет использовано в качестве фундамента для системы социального рейтинга, как это было сделано в Китае. Все промахи и, наоборот, старания и стремления каждого ученика будут фиксироваться в единой базе данных, куда будут подвязаны в том числе сведения из электронного дневника, которые уже внедрены во многих образовательных учреждениях. Сторонники "Цифровой школы" усиленно "топят" за отмену оценок, предлагая взамен систему рейтингов ПОТОК - персонализированной образовательной траектории в открытых коллективах - учитывающей обучение не только в своем классе, но и, например, в спортзале и кружках по интересам, и РОСТ — распределённое оценивание в системе талантов — достижения ребёнка на олимпиадах, в кружках, спорте. Есть у родителей деньги на спорт и кружки - рейтинг у ребенка будет выше. Нет - вставай в конец очереди.

Установка в школах системы распознавания лиц - очередной этап на пути полной цифровизации образовательного пространства. В этом году программа "Московская электронная школа", запущенная 5 лет назад как пилотный проект, охватит все столичные средние учебные заведения, а до 2025 года должна быть внедрена во все российские школы. Вот что по этому поводу говорит Ольга Четверикова:

"Электронное образовательное пространство является частью процесса глобализации, создания цифрового общества. Для этого необходимо изменить сознание людей, перевести их на новые стандарты, на новый тип восприятия действительности. Самое главное, что цифровизация даёт возможность осуществлять тотальный контроль за человеком, за его персональными данными. Создание цифровой копии человека сделает его полностью управляемым."

-4

Никакой пользы, один вред

Стоит отметить, что на тревожные сигналы педагогов и ученых о том, что длительное общение детей с гаджетами вредит их физическому и психическому здоровью, Роспотребнадзор ответил тем, что ИСКЛЮЧИЛ вообще всякие санитарные нормы при работе учащихся с компьютерной техникой.

Таким образом был дан зеленый свет засилью цифровых технологий в образовательных учреждениях. Предлагается отменить даже такой предмет как правописание, заменив его набором текста на планшете.

Вот что об этом говорит доктор биологических наук Марьяна Безруких: "Во многих странах теперь начинают с клавиатурного письма. Однако клавиатурное письмо все же вторично. Есть много работ, сравнивающих особенности функционирования мозга, общую организацию мышечной деятельности при печатании и курсивном письме. Письмо ручкой дает больше зацепок для того, чтобы запомнить букву, правильно ее воспринимать. Научить печатать на клавиатуре можно хоть в дошкольном возрасте, но это ничего не даст для развития ребенка, это бесполезная трата его сил. Сначала лучше заняться устной, письменной речью, на что в нашей современной школе времени нет".

Очень много разговоров крутится вокруг насильственной чипизации населения, но на мой взгляд это все делается для того, чтобы переключить внимание общественности от процессов, которые тихой сапой внедряются в повседневную жизнь каждого из нас.

Зачем чипы, если московская мэрия, по словам все того же генерала Овчинникова, получает сведения о каждом жителе столицы из 170 различных источников информации? Ведомство Собянина знает даже место ФАКТИЧЕСКОГО проживания каждого москвича и КОЛИЧЕСТВО уезжающих летом на дачу. Для этого, на секундочку, мэрия ЗАКУПАЕТ у сотовых операторов геоаналитические данные каждого из абонентов!

-5

Честно говоря, у меня в голове образовался серьезный бардак - с одной стороны со всех экранов кричат о суверенности нашего государства и "особом пути России", но действительность говорит об обратном. Только слепой не увидит, как нашу Родину постепенно вписывают в глобальные авантюры, направленные на разрушение образования, традиционных ценностей и свобод, гарантированных Конституцией.

Как этому противостоять - я не знаю. Может быть, Вы в курсе? Пишите в комментариях, подписывайтесь на мой канал - нам много чего еще нужно обсудить. Берегите себя и своих близких!