Найти тему

Мост,который бомбили все

Оглавление

С Рейном связано множество легенд, мифов и подлинных событий, оставивших след в истории Германии и вообще всей Европы. Недаром немцы гордятся этой рекой и называют не иначе как батюшка-Рейн.

В наши дни по Рейну хо­дит немало туристических судов. Где-то между Кельном и Кобленцем внимательные пассажиры могут заметить с палубы корабля четыре мрач­ного вида башни — по две на каждом берегу. Это все, что осталось от моста, некогда соединявшего два города: ле­вобережный Ремаген и право­бережный Эрпель. В прошлом году мост мог бы отметить свой 100-летний юбилей, но век его оказался много коро­че — неполные 30 лет. Однако и за это время Ремагенский мост смог отметиться в исто­рии сразу двух мировых войн.

Да как отметиться!

Историки считают, что он, приблизив окончание Второй мировой войны, спас многие

человеческие жизни. И воз­можно, позволил избежать немецкой Хиросимы: ведь в США уже всерьез обсужда­лась возможность нанесения ядерного удара по Берлину, чтобы заставить Гитлера ка­питулировать.

СИМВОЛ УХОДЯЩЕЙ ИМПЕРИИ

Мост был построен во время Первой мировой вой­ны по приказу немецкого генштаба для усиления дав­ления на Францию. Автор проекта — архитектор Карл Винер — поставил перед собой цель создать один из самых красивых рейнских мостов, и ему это удалось.

Арочная конструкция с двумя железнодорожными путями и пешеходной дорожкой дли­ной 325 метров была чудо как хороша.

Мост возвышался над уровнем воды на 15 метров и ограничивался четырьмя башнями, которые выполняли функцию оборонительных ци­таделей с окошками-бойницами, помещениями для гар­низона и складом, Но самое главное — новая переправа обеспечивала возможность оперативной переброски войск с восточного берега на западный Открытие моста состо­ялось 1 мая 1918 года при личном присутствии кайзера Вильгельма, для которого это был последний торжествен­ный выход (через полгода оыл свергнут), Так Ремаген­ский мост стал своего рода последним символом «ухо­дящей империи». При тор­жественном открытии кайзер присвоил мосту имя генерала Эриха Людендорфа.

Рельсы же на нем появи­лись позже — в 1919 году, так что воинские эшелоны через мост на запад так и не отпра­вились. В военных целях он был использован только од­нажды — в ноябре 1918 года, но уже при отступлении не­мецкой армии. Зато это чудо техники стало связующим звеном между разделенными Рейном городками, что при­вело к буму свадеб между жи­телями Ремагена и Эрпеля.

Пришедший к власти в 1933 году Гитлер сразу же озаботился проблемами неиз­бежной будущей войны. На за­падном направлении в качест­ве главного рубежа обороны он рассматривал Рейн, поэто­му стратегическое значение Ремагенского моста не вы­зывало у фюрера сомнений.

Дабы не дать возможности гипотетическому противнику воспользоваться переправой, было решено подготовить его к уничтожению. Под мост заложили 600 килограммов взрывчатки и были готовы, что называется, поджечь бикфор­дов шнур. Когда же выясни­лось, что никто на Германию нападать не собирается, мост разминировали.

ЧУДО РЕМАГЕНА

После высадки союз­ников в Нормандии в июне 1944 года американцы пы­тались бомбить мост, чтобы затруднить немцам подтяги­вание резервов, но успеха не добились — мост стоял, будто заговоренный.

-2

Весной 1945 года, когда с запада в направлении Бер­лина продвигались армии со­юзников, батюшка-Рейн стал последней надеждой Третьего рейха. В те дни Гитлер откры­то заявлял, что Рейн сыграет для немцев такую же спасительную роль, какую сыграла Волга для русских под Сталин­градом.

В марте 1945 года нача­лась военная операция запад­ных союзников «Дровосек», в ходе которой 1-я американ­ская армия генерала Ходжеса должна была очистить запад­ный берег Рейна и выйти на соединение с 3-й армией ге­нерала Паттона, двигавшейся с юга. Ремагенский мост как объект стратегического значе­ния тщательно охранялся вер­махтом.

Рейн был для союзников барьером на пути в Рурскую область и восточную часть Гер­мании. Захват и использова­ние моста для переправы аме­риканских войск позволили бы союзникам создать плацдарм на восточном берегу Рейна и значительно ускорить темпы наступления.

Стоит ли удивляться тому, что при приближении амери­канцев к Рейну Гитлер при­казал мост взорвать. Майор вермахта Ханс Шеллер от­дал приказ на подрыв. Но то ли взрыв оказался слишком слабым, то ли мост слишком крепким... Главная рейнская переправа лишь подпрыгнула и — о чудо! — опустилась об­ратно на свои опоры.

Гитлер расценил это как предательство. Четыре не­мецких офицера, включая Шеллера, были казнены по приговору военного суда.

Лишь в 1967 году майор Шел­лер по решению суда ФРГ был посмертно реабилитирован,., У Верховного главнокоман­дующего союзными силами генерала Дуайта Эйзенхауэра не было иллюзий насчет того, что немцы оставят не взорванным хотя бы один мост. . Как же велико было изумление командира передового отряда 9-й американской бронетанко­вой дивизии лейтенанта Карла Тиммермана, когда 7 марта 1945 пода он увидел перед со­бой целехонькую переправу!

Лейтенант сообщил о счаст­ливой находке командованию и получил приказ взять мост штурмом Через 3 часа приказ был выполнен: мост захвачен.

Теперь его начали бомбить нацисты, но тщетно: добротно сделанный мост продолжал стоять.

Переправа нескольких тысяч американских солдат через Рейн вошла в воен­ную историю США как «чудо Ремагена». А изображение моста отчеканили на лицевой стороне медали «За службу в оккупационной армии», кото­рая была учреждена Военным министерством США в апреле 1946 года.

Но 17 марта 1945 года, уже после переправы амери­канских сил через Рейн, Ремагенский мост в результате повреждений, полученных при неудачном подрыве и после­дующих бомбежках, а также из-за перегрузок при пере­праве американской техники обрушился. Его останки, под которыми были погребены последние 30 американских солдат, переправлявшихся че­рез реку, пролежали в водах Рейна до 1976 года, пока их не убрали, сочтя помехой для су­доходства.

Памятник мужеству

Всемирную известность Ремагенскому мосту в 1969 году принесла голливудская драма «Мост в Ремагене». Художественный фильм был снят на основе реальных событий — боев за мост через Рейн в марте 1945 года.

Но поскольку власти Западной Германии не дали разреше­ния на съемку картины, сославшись на возможные помехи судоходству по Рейну, съемки в 1968 году начали в Чехосло­вакии. Они были в полном разгаре, когда туда вошли совет­ские войска для подавления Пражской весны. Съемочной группе пришлось воспользоваться такси, чтобы в спешном порядке бежать на Запад.

Упоминается Ремагенский мост и в фильме «Охотники за сокровищами» 2014 года, повествующем о том. как спец- подразделение американской армии, возглавляемое ге­роем Джорджа Клуни, спасает в хаосе войны произведе­ния искусства от нацистов.