С Рейном связано множество легенд, мифов и подлинных событий, оставивших след в истории Германии и вообще всей Европы. Недаром немцы гордятся этой рекой и называют не иначе как батюшка-Рейн.
В наши дни по Рейну ходит немало туристических судов. Где-то между Кельном и Кобленцем внимательные пассажиры могут заметить с палубы корабля четыре мрачного вида башни — по две на каждом берегу. Это все, что осталось от моста, некогда соединявшего два города: левобережный Ремаген и правобережный Эрпель. В прошлом году мост мог бы отметить свой 100-летний юбилей, но век его оказался много короче — неполные 30 лет. Однако и за это время Ремагенский мост смог отметиться в истории сразу двух мировых войн.
Да как отметиться!
Историки считают, что он, приблизив окончание Второй мировой войны, спас многие
человеческие жизни. И возможно, позволил избежать немецкой Хиросимы: ведь в США уже всерьез обсуждалась возможность нанесения ядерного удара по Берлину, чтобы заставить Гитлера капитулировать.
СИМВОЛ УХОДЯЩЕЙ ИМПЕРИИ
Мост был построен во время Первой мировой войны по приказу немецкого генштаба для усиления давления на Францию. Автор проекта — архитектор Карл Винер — поставил перед собой цель создать один из самых красивых рейнских мостов, и ему это удалось.
Арочная конструкция с двумя железнодорожными путями и пешеходной дорожкой длиной 325 метров была чудо как хороша.
Мост возвышался над уровнем воды на 15 метров и ограничивался четырьмя башнями, которые выполняли функцию оборонительных цитаделей с окошками-бойницами, помещениями для гарнизона и складом, Но самое главное — новая переправа обеспечивала возможность оперативной переброски войск с восточного берега на западный Открытие моста состоялось 1 мая 1918 года при личном присутствии кайзера Вильгельма, для которого это был последний торжественный выход (через полгода оыл свергнут), Так Ремагенский мост стал своего рода последним символом «уходящей империи». При торжественном открытии кайзер присвоил мосту имя генерала Эриха Людендорфа.
Рельсы же на нем появились позже — в 1919 году, так что воинские эшелоны через мост на запад так и не отправились. В военных целях он был использован только однажды — в ноябре 1918 года, но уже при отступлении немецкой армии. Зато это чудо техники стало связующим звеном между разделенными Рейном городками, что привело к буму свадеб между жителями Ремагена и Эрпеля.
Пришедший к власти в 1933 году Гитлер сразу же озаботился проблемами неизбежной будущей войны. На западном направлении в качестве главного рубежа обороны он рассматривал Рейн, поэтому стратегическое значение Ремагенского моста не вызывало у фюрера сомнений.
Дабы не дать возможности гипотетическому противнику воспользоваться переправой, было решено подготовить его к уничтожению. Под мост заложили 600 килограммов взрывчатки и были готовы, что называется, поджечь бикфордов шнур. Когда же выяснилось, что никто на Германию нападать не собирается, мост разминировали.
ЧУДО РЕМАГЕНА
После высадки союзников в Нормандии в июне 1944 года американцы пытались бомбить мост, чтобы затруднить немцам подтягивание резервов, но успеха не добились — мост стоял, будто заговоренный.
Весной 1945 года, когда с запада в направлении Берлина продвигались армии союзников, батюшка-Рейн стал последней надеждой Третьего рейха. В те дни Гитлер открыто заявлял, что Рейн сыграет для немцев такую же спасительную роль, какую сыграла Волга для русских под Сталинградом.
В марте 1945 года началась военная операция западных союзников «Дровосек», в ходе которой 1-я американская армия генерала Ходжеса должна была очистить западный берег Рейна и выйти на соединение с 3-й армией генерала Паттона, двигавшейся с юга. Ремагенский мост как объект стратегического значения тщательно охранялся вермахтом.
Рейн был для союзников барьером на пути в Рурскую область и восточную часть Германии. Захват и использование моста для переправы американских войск позволили бы союзникам создать плацдарм на восточном берегу Рейна и значительно ускорить темпы наступления.
Стоит ли удивляться тому, что при приближении американцев к Рейну Гитлер приказал мост взорвать. Майор вермахта Ханс Шеллер отдал приказ на подрыв. Но то ли взрыв оказался слишком слабым, то ли мост слишком крепким... Главная рейнская переправа лишь подпрыгнула и — о чудо! — опустилась обратно на свои опоры.
Гитлер расценил это как предательство. Четыре немецких офицера, включая Шеллера, были казнены по приговору военного суда.
Лишь в 1967 году майор Шеллер по решению суда ФРГ был посмертно реабилитирован,., У Верховного главнокомандующего союзными силами генерала Дуайта Эйзенхауэра не было иллюзий насчет того, что немцы оставят не взорванным хотя бы один мост. . Как же велико было изумление командира передового отряда 9-й американской бронетанковой дивизии лейтенанта Карла Тиммермана, когда 7 марта 1945 пода он увидел перед собой целехонькую переправу!
Лейтенант сообщил о счастливой находке командованию и получил приказ взять мост штурмом Через 3 часа приказ был выполнен: мост захвачен.
Теперь его начали бомбить нацисты, но тщетно: добротно сделанный мост продолжал стоять.
Переправа нескольких тысяч американских солдат через Рейн вошла в военную историю США как «чудо Ремагена». А изображение моста отчеканили на лицевой стороне медали «За службу в оккупационной армии», которая была учреждена Военным министерством США в апреле 1946 года.
Но 17 марта 1945 года, уже после переправы американских сил через Рейн, Ремагенский мост в результате повреждений, полученных при неудачном подрыве и последующих бомбежках, а также из-за перегрузок при переправе американской техники обрушился. Его останки, под которыми были погребены последние 30 американских солдат, переправлявшихся через реку, пролежали в водах Рейна до 1976 года, пока их не убрали, сочтя помехой для судоходства.
Памятник мужеству
Всемирную известность Ремагенскому мосту в 1969 году принесла голливудская драма «Мост в Ремагене». Художественный фильм был снят на основе реальных событий — боев за мост через Рейн в марте 1945 года.
Но поскольку власти Западной Германии не дали разрешения на съемку картины, сославшись на возможные помехи судоходству по Рейну, съемки в 1968 году начали в Чехословакии. Они были в полном разгаре, когда туда вошли советские войска для подавления Пражской весны. Съемочной группе пришлось воспользоваться такси, чтобы в спешном порядке бежать на Запад.
Упоминается Ремагенский мост и в фильме «Охотники за сокровищами» 2014 года, повествующем о том. как спец- подразделение американской армии, возглавляемое героем Джорджа Клуни, спасает в хаосе войны произведения искусства от нацистов.