Родители с самого маленького возраста сопровождают малышей повсюду, будь то развивашки или прогулки во дворе, помогают с поделками в детском саду.
В начальной школе родители сопровождают выполнение домашнего задания, а некоторые и вовсе делают практически всю работу за школьника.
Если у вас есть проблема с домашним заданием, то сначала нужно разобраться, зачем вы помогаете своему ребенку.
Основная причина - страх мамы!
- Страх быть не таким, как все (а все учатся хорошо).
- Страх быть плохим родителем.
- Страх осуждения близкими, окружающими.
- Страх, что ребенок будет неуспешен.
Прежде чем решать проблему с выполнением домашнего задания, нужно маме (чаще всего) поработать со своим страхом. И пока она не поймет, почему она так действует, она не сможет сформировать у ребенка самостоятельность, ответственность и уверенность в себе. И во взрослом возрасте ее ребенок будет наделен огромным букетом ограничивающих убеждений, страхов и тревог.
Ко мне как к репетитору по английскому, раньше часто обращались родители с целью помогать с выполнением домашнего задания. Сейчас я, конечно, уже не беру детей на дополнительные занятия с таким запросом. И вот почему:
- Школа - зона ответственности ребенка. Его работа заключается в том, чтобы учиться, так же как и задача родителя - работать и готовить еду.
- Когда кто-то помогает с домашкой, с ребенка снимается ответственность за свои действия, он не учится принимать решения и отвечать за свои поступки.
- У ребенка снижается самооценка, потому что он боится сделать ошибку.
- Ребенок становится зависим от чужого мнения.
- Он будет бояться начинать что-то новое.
К тому же, с каждым годом объем домашнего задания увеличивается, и родители просто не в силах выполнять столько заданий к средней школе.
Ко мне именно с таким запросом обращаются обычно классе в 4-5, когда словарный запас английского языка у родителя уже не дотягивает до требований современной школьной программы, и они просят помощи на стороне.
Вот, например, случай.
Девочка, 4 класс, гимназия с углубленным изучением английского.
“В школе “2”. Спасите! Помогите!”
Выяснилось спустя пару занятий, что мама с 1 класса делала уроки вместо дочки, но к 4 классу гимназии знания в английском закончились, и она решила перекинуть проблему на репетитора.
У нас ушло 2 года упорной работы, чтобы повысить самооценку и “залатать” пропуски в материале.
Что же делать? Ведь так хочется помочь своему ребенку!
Родители не должны помогать детям делать уроки , но должны организовать учебный процесс, быть рядом, спрашивать, подсказывать.
Но ребенок делает уроки сам! Это очень важно!
«Ты не хочешь делать математику? Понимаю. Я тоже не люблю что-то делать, когда у меня не получается». Такой фразой вы разрешаете своему ребенку НЕ ХОТЕТЬ делать уроки. И он понимает, что это нормально. И он не ругает себя за это. Не замыкается в себе. Ведь его поддерживают. Так устанавливаются доверительные отношения между вами.
«Давай подумаем, что будет, если ты не будешь преодолевать такие трудности».
«А что будет, если поймешь этот материал? Ты сможешь решать эти задачи легко?»
«Что нужно сделать?»
Общение занимает несколько минут, но ребенок становится более осознанным.
- Вы покажете ему причинно-следственные связи.
- Вы разрешите ему испытывать негативные эмоции.
- Вы покажете ему, что родители всегда на его стороне.
- Вы подтолкнете ребенка самого делать выбор и нести ответственность.
- Вы поможете своему ребенку отойти от роли послушного исполнителя.
- Вы сформируете самостоятельность у ребенка и повысите его уверенность в себе.
Не бойтесь плохих оценок. Больше пользы будет, если ребенок будет учиться сам на среднем уровне, чем с помощью родителя на отлично.
Читайте также "Как помочь ребенку с домашкой по английскому"
"Как научить ребенка делать уроки самостоятельно"