Начало здесь...
Друзей у меня не было. Иногда приходили мамины подруги с детьми, но они меня не интересовали. Рано я научилась читать, у нас была большая книга в сером переплёте — полное собрание сочинений Пушкина. Мало что понимала, но читала. На семейном совете решили, что в первом классе мне делать нечего, за лето дядя Петя «прошёл» со мной арифметику. Я ходила к нему домой и там решала примеры и задачки, не пропуская ни одного задания в задачнике. Он был очень строгий учитель. А письмо и русский я изучала с мамой дома. Самая первая тетрадка была, в косую линейку, а потом писала на разлинованных вручную газетах. Чернила были какие-то коричневые, жидкие, возможно, сажу разводили водой.
Отправили меня сразу во второй класс. А поскольку ни детского сада, ни первого класса у меня не было, я долго адаптировалась в школе, никак не могла понять, что от меня требуется. Даже получила двойку за контрольную по арифметике, подробности не помню, может, не успела что-то.
9-го мая 1945 года я с утра гуляла на улице около дома. Был солнечный и холодный день, всё, как обычно. И вдруг из школы выбегают с криками ребятишки: «Победа!». И все бегут по домам, как-то странно... Вот так я помню день Победы.
А потом уже зимой приехал какой-то мужчина, я как раз сильно болела корью, лежала в кровати. Он положил мне на живот плитку шоколада. Опять всё как-то необычно. Шоколад мне не понравился — горький, что в нём хорошего? Оказалось, что это мой папа. Пришлось к привыкать к его присутствию.
Оказалось, что его не демобилизовали, а отправили за семьёй. И стали готовиться к отъезду в Германию...