Компания «Pet Line» – известный поставщик на оптовом рынке зоотоваров. Отличительная черта компании – широкий ассортимент продукции и внедрение инновационных разработок в отрасли товаров для домашних животных.
«Pet Line» работает в сфере B2B и поставляет продукцию по всей России. Доставка клиентам, находящимся в Москве и Московской области, осуществляется с помощью собственного штата водителей, в другие регионы — с помощью сторонних логистических сервисов, отгрузку им товара также осуществляют сами водители.
Процесс доставки товаров клиентам до автоматизации
Каждый день менеджеры заносили на маркерную доску информацию по отгрузкам на следующие 5-7 дней. Галочками отмечали собранные заказы и распечатанные документы.
Наиболее опытный водитель изучал план, а далее распределял заказы по всем водителям, фиксируя намеченные маршруты на бумаге. Какое-то время такая система планирования работала, однако по мере развития бизнеса — расширения клиентской базы, роста продаж и ежедневного числа доставок до 40-50 — проблемы управления логистикой обострялись и негативно влияли как на самих сотрудников, так и на клиентов компании:
- Водители не справлялись с обозначенным объемом доставок: часто опаздывали или не успевали отгружать заказы в назначенный день, приходилось привлекать дополнительные машины из транспортных компаний;
- Существующая система планирования привела к увеличению ошибочных доставок, отправки не тех заказов или заказов по неверному адресу;
- Из-за отсутствия единой системы контроля логистики заказы нередко забывали загрузить в машину или загружали не полностью;
- Росли риски, связанные с человеческим фактором: менеджер мог забыть внести данные о заказе на доску, а водитель при самостоятельном распределении заказов брал меньшее число заявок, чем он мог бы обработать;
- Зачастую приходилось заказывать наемный транспорт, инициатором этого были водители.
Поиск решения и трудности
Руководство компании начало поиск расширения для автоматизации логистических процессов, которое можно было бы внедрить в уже используемую компанией конфигурацию 1С: Комплексная автоматизация. Внимание привлек сервис Яндекс.Маршрутизация, обладающий частью необходимого функционала. Например, распределение заказов по исполнителям, построение и оптимизация маршрутов с учетом разных параметров планирования, в том числе — вес грузов, временные окна доставок и работу складов, время отгрузки товара по месту прибытия.
Во время поиска и перехода к использованию новой системы руководство весь учет доставок с «листочков» перенесло в таблицы Excel. Для составления первого маршрута привлекли водителей, так как у них было больше знаний и опыта работы «в полях», они знали, сколько времени требуется на отгрузку товаров в каждой из 500 точек, какие временные окна у каждой доставки и т.д.
Осталось только придумать, как интегрировать сервис Я. Маршрутизация и 1С. Подходящим модулем, который внедряется в любую конфигурацию,стала система «МАППА». Она не только была разработана на базе 1С и интегрирована с сервисом Яндекс. Маршрутизация, но и давала доступ к ряду функций, которых недоставало в выбранном сервисе: анализ расходов и расчет стоимости маршрутов, быстрая обработка заявок на доставку, печать документов в пару кликов, контроль выполнения маршрутов и мониторинг курьеров-водителей.
Монитор логиста в 1С
Настройка параметров распределения заказов
Параметры для распределения
Таким образом, руководство компании обратилось к команде МАППЫ для установки и настройки модуля логиста, функционал которого соответствовал текущим потребностям компании и позволял комплексно управлять доставками прямо в системе 1С.
Начало проекта: постановка целей и задач
Менеджер = провел демонстрацию возможностей расширения представителю «Pet Line», а затем логисту компании был предоставлен недельный демо-доступ для детального тестирования системы. По окончанию пробного периода руководство Pet Line решило установить модуль и совместно со специалистами МАППЫ определили следующие задачи проекта:
● автоматизировать основные процессы логистики, чтобы снизить нагрузку логиста компании и не нанимать дополнительных сотрудников;
● улучшить качество обслуживания клиентов и повысить их лояльность;
● адаптировать базовое расширение под уникальные потребности бизнеса с помощью доработок.
Дополнительные работы
Отличительной особенностью модуля является открытый код, что позволяет дорабатывать типовой функционал модуля под уникальные потребности конкретного бизнеса.
Так и представители “Pet Line” решили адаптировать базовые настройки «МАППЫ» с учетом особенностей бизнес-процессов компании.
Во-первых, был необходим функционал с возможностью доставить заказ по любому из доступных адресов, например, когда заказ нужно отвезти в произвольный терминал сторонней логистической компании и включить в маршрут более предпочтительный адрес доставки. Настройки в 1С были выставлены так, что при обмене данными с сервисом Яндекса логист получал самые оптимальные маршруты, уже распределенные по водителям.
Функционал Delivery to Any
Вторая доработка – настройка коэффициентов загруженности по дням недели, которые позволяли учитывать разное время на отгрузку товара. Ведь загруженность дорог и занятость логистических сервисов в будние и выходные дни разная, и курьеры могут тратить разное количество времени на оформление отправки заказа или доставку до двери клиента.
Настройка коэффициентов позволила улучшить планирование: не брать исполнителям дополнительные заказы в загруженные дни и минимизировать количество опозданий, а также, наоборот, распределять больше заявок в дни с небольшой загруженностью курьеров.
Отображение всех маршрутов курьеров на карте
Результаты использования интеграции модуля МАППА и сервиса Яндекс. Маршрутизация
- Время, потраченное на распределение заявок, составление маршрутных листов и оптимальных маршрутов, сократилось в 6 раз: с 2-2,5 часов до 15-20 минут в день;
- Компания получила понятную систему управления логистикой: процесс обучения работы в программе быстрый, занимает пару дней и требует минимальной квалификации сотрудников;
- 100 % загруженных в машины и довезенных заказов: состав и количество необходимой продукции фиксируются прямо в маршрутных листах, поэтому коробки попадают в машины в нужный день и в нужном объеме;
- Водители быстрее выполняют маршрут на день: сокращается рабочий день и пробег автопарка, экономия до 10 тысяч рублей ежемесячно;
- Все водители взаимозаменяемы. Построение маршрутов настолько понятно, что доставлять заказы может даже человек, не знающий город;
- Интеграция модуля МАППы и сервиса Яндекс.Маршрутизации одинаково актуальна с любым количеством машин: при масштабировании бизнеса компании не придется искать новую систему управления логистикой.