Найти в Дзене
Myslivsluh

Иммигрировать или нет в Новую Зеландию: безоружные полицейские, местная коррупция, шумные соседи и только английский на работе

Pixabay.com
Pixabay.com

Почерпнуто преимущественно из разговоров с репетитором английского языка, проживающим в Веллингтоне (столице Новой Зеландии) с рождения. Допускаю, что кому-то перечисленные в статье факты могут показаться чем-то предсказуемым и ожидаемым. Однако меня, человека, собиравшегося иммигрировать в Новую Зеландию и при этом, возможно, слишком плохо знающего эту страну, приводимые ниже факты удивили. Часто, но не всегда, удивили неприятно. Надо сказать, что основные разочаровывающие моменты затронуты в другой моей статье о 15 % детей и 11 % взрослого населения Новой Зеландии, страдающих астмой из-за некачественного жилья, экономии и заботе об окружающей среде их родителей:

https://zen.yandex.ru/media/id/6050b3cc4fe2f936bc727d8a/15--detei-novoi-zelandii-stradaet-ot-astmy-izza-nekachestvennogo-jilia-ekonomii-i-zabote-ob-okrujaiuscei-srede-ih-roditelei-6050b3de011181447bab2592

Также планируется статья о все увеличивающемся сроке рассмотрения документов для предоставления визы постоянного резидента высококвалифицированному востребованному специалисту. Этот фактор также охлаждает жажду получить-таки их визу. В данном тексте найдут отражение не такие серьезные, на мой взгляд, а подчас и забавные вещи, а также факты, о которых мне было известно и до общения с новозеландским репетитором. Репетитор – новозеландка, которой около 40-ка, у неё русский муж, сын 10-ти лет, она лингвист, занимающийся в данный момент написанием кандидатской диссертации на тему воблиша (warblish – разновидность звукоподражания, связанная с птицами, подражание звукам птиц). Неоднократно в разговорах причисляла себя к среднему классу.

Такое внимание к языку птиц и вообще к птицам у новозеландцев не случайны. Изначально в Новой Зеландии было много разнообразных птиц и не было животных вообще, их преднамеренно завезли европейцы, но и сейчас в лесах Новой Зеландии представленность животных скудная, пожалуй, чуть ли не единственное животное, которого стоит опасаться, - это кабан ( как показано, например, в фильме новозеландского режиссера Таики Вайтити «Охота на дикарей»). Змей нет никаких. Из неприятных насекомых есть кусачая муха какая-то, но, как говорит русский муж моего репетитора, она ничто, по сравнению с нашими, русскими, комарами. А ещё есть один ядовитый, но не смертельно, паук, появлением которого Новая Зеландия обязана Австралии.

До появления европейцев Новую Зеландию населяли племена маори. Сейчас процент их численности невелик по сравнению с англоязычными, скажем так, людьми (большинство маори сейчас тоже говорят на английском). Англоязычные выходцы из Европы, составляющие сейчас большинство населения Новой Зеландии, к маори относятся с уважением. Многие их слова сейчас замещают английские в Новой Зеландии. Например, учитель в школе приветствует учеников на языке маори, слово «еда» все произносят не иначе, как на языке маори, многие топонимы (названия районов, улиц) имеют официальные названия на языке маори и именно такие названия, которые данные местности имели тогда, когда страну населяли только маори. Причём англоязычные люди тщательно стараются выговаривать слова на языке маори, не коверкать произношение, чтобы представители маори не подумали, что их хотят обидеть. Маори, кстати, произносят звук [р] так же, как русские. Чтение современных новозеландских текстов для меня было затруднено не только незнанием многий английских слов, но ещё и частыми вкраплениями слов из языка маори.

Как выяснилось, не ко всякому языку новозеландцы проявляют такое почтение и терпимость, по крайней мере, не всегда и не везде. В одной из статей новозеландской газеты я прочитала, что в местном кафе администрация заведения запретила персоналу разговаривать на их родных языках, предписав общаться только на английском:

https://www.dailymail.co.uk/news/article-8359411/Cafe-affluent-suburb-slammed-putting-sign-telling-workers-speak-English-only.html

Я примерила эту ситуацию на себя. Известно, что вновь прибывшие иммигранты (прибывшие ли в Новую Зеландию, в Австралию ли, или в Канаду) не всегда, но часто вынуждены искать себе так называемую работу выживания, потому что найти работу по профессии высоко квалифицированному специалисту без местного опыта работы непросто, на это, как правило, уходит много времени, а за аренду жилья платить надо. Со временем, как правило, происходит трудоустройство по специальности. Так вот, допустим, я пришла работать в кафе на кухню, мне посчастливилось и меня русская коллега. А я должна говорить с ней только на английском?!)) Я отправила ссылку на статью репетитору, чтобы услышать мнение. «Ну и что?» - была ее реакция, - «русских в Веллингтоне мало, что хорошо для изучения английского языка, не с кем общаться на своём, вынуждены только на английском говорить, быстрее ассимиляция происходит. Вот китайцев много, им сложнее с языком из-за этого. Новозеландцы воспринимают человека как киви (название местной птицы, в честь которой, вероятно, жители Новой Зеландии сами себя называют), если он одет как киви и говорит на английском языке». Ещё она объяснила запрет на общение на родном языке для иностранцев их, новозеландской, мнительностью («непонятно, что они там говорят, может, они меня обсуждают»). Трудно со всем этим не согласиться, но и принять как должное запрет общаться с коллегой – землячкой на родном языке я не смогла.

Широко распространено и приветствуется в Новой Зеландии волонтёрство, особенно в начале карьеры или в начале местной новозеландской карьеры, вне зависимости от вашего возраста, опыта работы на родине и количества ртов, которых вам нужно прокормить.

Найти вакансии в Веллингтоне практически невозможно, несмотря на то, что на сайте правительства Новой Зеландии заявляется, что специальность, по которой вы пытаетесь найти вакансии, чрезвычайно востребована и будет востребована ещё очень долго. По словам репетитора, это объясняется тем, что работодатели предпочитают находить работников с помощью сарафанного радио.

Как сообщил наш «информатор», знакомства и связи имеют чрезвычайно важное значение в Новой Зеландии: выбирая между двумя претендентами-исполнителями, заказчик отдаст предпочтение тому, с которым знаком или имеет общих знакомых, пусть даже второй претендент предлагает более выгодные условия. Это она назвала их местной коррупцией.

Привела она и другие примеры коррупции и нарушения закона, возможных в их стране. Вот один из них. Городской чиновник узнал о планируемом в скором времени изменении статуса земель, которое повлечёт повышение цены на них, и успел их купить вовремя, т.е. воспользовался тем, что располагал информацией, которой бы не располагал, если бы не занимал свой пост. Ещё один пример связан со строительством, к которому в Новой Зеландии предъявляются особые требования ввиду высокой сейсмоактивности. Знакомый моего репетитора работает в этой сфере и был свидетелем того, как упомянутые выше требования преднамеренно нарушались, причём с целью сохранить эти нарушения в тайне строительные работы велись по ночам.

А вообще, новозеландцы, как правило, очень законопослушны. Любят, почитают, машут ручкой при встрече и умиленно наблюдают за личной жизнью своего премьер-министра Джасинды Ардерн, которая, кстати, однажды безуспешно проходила пробы на одну из ролей во «Властелине колец». Отношение новозеландцев к своему премьер-министру напомнило мне отношение жителей Великобритании к королевской семье.

Полицейские Новой Зеландии ездят на вызовы безоружными. Большая часть вызовов связана с жалобами на нарушение соседями тишины (об этом говорится, например, в сериале Таики Вайтити «Паранормальный Веллингтон»). Именно такой расслабленностью полицейских пацифистской Новой Зеландии объясняется возможность столь успешной реализации теракта на почве национализма с пятьюдесятью погибшими в Крайстчерче в 2019 году. Полицейским в Новой Зеландии доверяют. Репетитор рассказал о том, как гостившие у неё ирландцы, не склонные доверять своим полицейским, были удивлены предложением новозеландских стражей порядка подбросить гостей страны до места их временного пребывания, когда они поздно вечером немного заблудились.

К вопросу о шумных соседях. Репетитор вынужден был продать свой собственный предыдущий дом в частности и из-за шумных соседей, с которыми она не смогла справиться. Не помогли и жалобы в местные органы власти, ответственные за соблюдение права человека на тишину и покой. Другой причиной продажи дома была плесень в доме, которая является частой проблемой в домах Новой Зеландии и является одним из основных факторов того, что в этой стране 15 % детей и 11% взрослых болеет астмой, о чем моя предыдущая статья.

Репетитор передала мне свой разговор с прилетевшим к ней в гости со своими родителями мальчиком из Германии. Они обсуждали, на предмет чего могут обыскивать багаж в аэропортах их стран, и немецкий мальчик был очень удивлён, узнав, что в Новой Зеландии следят, чтобы не ввозили еду, в то время как он предполагал, что ищут бомбу или наркотики. К слову, в Канаде, если верить видеоблогу одного из русскоязычных иммигрантов, к ввозимым продуктам на таможне тоже относятся с пристрастием.

Также репетитор рассказал мне, что был очень удивлён, когда не обнаружил свою кофту, оставленную сушиться на веревке где-то во время пребывания в Великобритании. По его словам, в Новой Зеландии такое невозможно, однако на его памяти был один случай, когда вещь, оставленная без присмотра на его Родине, была таки украдена, правда, это была какая-то очевидно дорогостоящая вещь.

Несмотря на то, что и в частном доме в Новой Зеландии (вовсе не говорю, что такое не возможно у нас или где бы то ни было еще) вас могут побеспокоить шумные соседи, это все же менее вероятно, чем столкнуться с такой проблемой, живя в квартире. Должно быть, отчасти поэтому, когда среди новозеландцев провели опрос на тему, чего они боятся больше всего, они ответили, что больше всего они боятся, что не смогут себе позволить купить дом и будут вынуждены жить в квартире. В Веллингтоне многоквартирных домов мало, в более популярном, более густонаселенном и дорогом Окленде, куда стараются ехать иммигранты, в силу не только более привлекательных природных условий, но и большей вероятности найти работу, таких домов становится все больше.

О дефиците пресной воды в Окленде, отравленной воде в реках Новой Зеландии и о недоступности внутреннего туризма можно прочитать здесь:

https://zen.yandex.ru/media/id/6050b3cc4fe2f936bc727d8a/immigrirovat-li-v-novuiu-zelandiiu-deficit-presnoi-vody-v-oklende-nedostupnost-vnutrennego-turizma-otravlennaia-voda-v-rekah-605b3bc50a365a434dfc619e

О нашей пока не сбывшейся иммиграции в Новую Зеландию можно почитать здесь:

https://zen.yandex.ru/media/id/6050b3cc4fe2f936bc727d8a/immigraciia-v-novuiu-zelandiiu-2-goda-ojidaniia-vizy-ne-predel-605de0eb9a49cb03ecfeb715