Борьба нечистой силы за душу человека в рассказе Гоголя

619 прочитали

Обзор повести "Ночь перед рождеством"

                              Иллюстрация к повести Гоголя "Ночь перед рождеством"
Иллюстрация к повести Гоголя "Ночь перед рождеством"

Николай Гоголь показал России совсем неоткрытый раньше украинский край, который имеет свою уникальную национальную мифологию, традиции, фольклор и обычаи. Он утверждал тем самым культурную самобытность Украины, которая хотя и называлась тогда Малороссией, и входила в состав Российской империи, однако, имела свою самобытную неповторимость.

"Ночь перед Рождеством" написана на основании воспоминаний писателя о праздновании великого христианского праздника в период с 1831 по 1832 годы. Нередко он и сам был среди колядующих, принимал участие в весёлом рождественском праздновании. Как верующий человек, автор отразил в своём произведении незримое присутствие нечистой силы и её борьбу за душу человека. Однако человек, имеющий в душе Бога, всегда победит дьявола (черта).

В чем же заключается секрет "Вечеров на хуторе близ Диканьки"? Почему изящный и образованный Петербург зачитывался украинскими повестями Гоголя? Народные образы, созданные данным автором в русской литературе, слишком отличались от столичной среды. Это был блестящий расцвет молодого таланта художника, но только первый шаг в большом творческом литературном пути, где его ожидали новые повороты и перекрёстки.

Содержание своими словами

Главными героями этого рассказа являются: богатый казак Чуб, его дочка Оксана, кум, кузнец Вакула, дьяк, Голова, мать кузнеца ведьма Солоха, казак Свербыгуз.

Чуб собрался идти на предрождественские гулянья к дьяку, но черт ему назло устроил сильнейшую метель, чтоб казак вернулся домой и там побил Вакулу.

Черт мстил кузнецу из-за того, что тот нарисовал когда-то образ святого Петра в день Страшного суда, где праведный борется с чертями.

По дороге из дома Чуб встретил своего кума и решил несмотря на непогоду, идти вместе с ним к дьяку в гости. В результате они сбились с пути и кум казака попал в дом к жидовке, а Чуб к себе домой, откуда его выгнал Вакула, слегка побив.

В это время к Солохе стали приходить её обожаемые воздыхатели. Сначала явился сам черт, который потом спрятался в мешок с углём, потом Голова, тоже укрывшийся в мешок, а затем и вовсе дьяк явился к ней с визитом и также был спрятан в мешок. Последним прибыл Чуб вместе с другим дьяком.

Вакула признался в любви капризной красавице Оксане, но она не приняла его слова всерьёз, когда у неё были парубки с девушками, позвавшие дивчину поколядовать с ними. Она в шутку сказала кузнецу, что выйдет за него замуж при условии, что он сможет достать и подарить ей необыкновенные золотые черевички, как у самой царицы. В отчаянии кузнец заявил всем, что утопится и ушел.

Пошли слухи про его самоубийство и лишь тогда Оксана начала серьёзно переживать за него.

Схватив первый попавшийся мешок, в котором сидел сам черт, кузнец пошел вдаль ото всех, оставив 2 других мешка с ухажерами его матери прямо на дороге, так как они оказались слишком тяжелыми. Он пришел к колдуну Пацюку, а тот сказал, что черт находится в данный момент прямо у Вакулы за плечами.

Оксана с друзьями побежала за санями, чтобы забрать с дороги оставшиеся мешки, а кум Чуба вместе с другом принесли мешки домой. В результате в мешках они обнаружили Чуба и дьяка.

Девушка в своём мешке дома увидела Голову. Все были заметно удивлены и недовольны, что содержимое мешков оказалось не таким, как ожидали на колядках!

                                                Иллюстрация к произведению Гоголя
Иллюстрация к произведению Гоголя

Вакула заставил черта, открыв мешок и найдя его там, лететь прямиком в Петербург к царице на приём. Кузнец ударил нечистого, схватив его за хвост и смог таким образом оседлать чертягу!

В селе же уже пошли сплетни про смерть кузнеца, что очень сильно расстроило Оксану, которая успела влюбиться в Вакулу.

Он прибыл в Петербург сначала к своим знакомым запорожцам. Им он делал в прошлом колёса к телеге. Они узнали кузнеца и согласились взять его с собой на приём к самой царице.

Во дворце запорожцы говорили о военных важных делах, а Вакула в свою очередь попросил у правительницы черевички, обшитые золотом. Царица выполнила его просьбу.

Вернувшись также верхом на черте назад в своё село, кузнец проспал всю обедню, а на следующий день показал любимой Оксане черевички, но она и без них уже была согласна выйти за него замуж!

Затем Вакула посватался к девушке у Чуба и тот тоже согласился.

После случившихся событий автор рассказа проезжал мимо богато расписанного дома, рядом с которым стояла красавица Оксана с ребёнком на руках.

                                                  Иллюстрации к повести Гоголя
Иллюстрации к повести Гоголя

Все события в повести протекают в Сочельник. В этот праздничный вечер христиане готовят 12 различных постных блюд, всей семьёй собираются и читают молитвы. Все в ожидании первой звезды, так как после её появления можно разговеться. Основным блюдом на предпраздничном столе была кутья (голодная постная кутья), приготовленная исключительно из даров природы, - она была символом будущего благополучия и оберегом от нечистых сил.

Именно в предрождественскую ночь происходят странные волшебные события, необычные перевоплощения и даже встреча с нечистой злой силой. В повести таких событий много: ведьма перевоплощается в Солоху, черт - в лошадь, а кузнец Вакула сумел оседлать даже самого черта, слетать за одну только ночь до Петербурга и достать у царицы черевички для своей возлюбленной Оксаны.

Образы добра и зла в произведении Гоголя

В сюжете рассказа "Ночь перед Рождеством" оказались традиции украинского вертепа - народного театра, где действие разыгрывалось в двух ярусах: верхнем (небесном) - где все события происходили на небе и нижнем (земном) на земле. В верхнем ярусе читателям показывали религиозные сюжеты, а в нижнем - сценки из народного быта, насыщенные комедией. Традиционными персонажами украинского вертепа была Богородица, Христос, черт (в верхнем ярусе), баба, дьяк, голова, казак (в нижнем ярусе). Наиболее положительным персонажем здесь был казак (запорожец), который воплощал любовь к воле Запорожской Сечи.

В данном произведении действуют традиционные персонажи народного украинского вертепа - баба (Солоха, Ткачиха, Пацюк), голова, дьяк, казак, кузнец, красавица Оксана, Царица, кум. Верхний и нижний ярусы повести Гоголя не отделённые, а тесно связаны между собой. Величественная история Рождества спроектирована на земной мир, где человек борется с чертом за свет, добро и счастье в своей жизни.

В повести оказались традиции украинской народной сказки с её традиционным сюжетом и героями - красавица и герой, который стремится получить любовь. Красавица испытывает героя, давая ему довольно-таки тяжелое задание - пойти далеко, за тридевять земель, и принести заветный предмет - черевички. Кузнец же, наделённый чертами украинского казака, должен проявить всю свою смекалку, силу и настойчивость в выполнении задания, чтобы достичь личного счастья.

Представители нечистой силы - ведьма и черт - показаны Гоголем в домашнем быту, они приобретают человеческие черты и перевоплотившись, действуют рядом с другими персонажами. Черт имеет черты сельского Головы, а ведьма способна превращаться в обычную женщину - мать Вакулы.

Солоха, на удивление изображена как красивая ведьма. Она сильно не вредит главным героям, хотя в определенной мере и влияет на ход событий. В украинской народной традиции черт и ведьма имеют другие названия. В народе их прямо не называли, чтобы не навлечь злые силы.

То, что Солоха - колдунья и приходится матерью кузнеца Вакулы, соответствует традициям украинского фольклора. Герой, наделённый волшебной силой, имеет волшебное происхождение. Кроме того, позитивный образ в фольклоре должен пройти духовные испытания, преодолеть нечистую силу и выйти в новую жизнь.

Издавна в народе бытуют верования: чтобы месяц способствовал благополучию семьи, проводили обряд в виде жертвоприношения вареников или галушек, которые по форме были похожи на месяц. Кроме того, этот персонаж Пацюка также вобрал черты запорожца.

Автор рассказывает о том, что этот колдун когда-то жил в Запорожской Сечи, а затем поселился в Диканьке. Как и другие герои, Пацюк наделён волшебными чертами и особенным знаниям, поэтому он подсказывает Вакуле, что черт у него сидит за спиной.

События в данной повести происходят во времена правления императрицы Екатерины 2. Писатель отразил пренебрежительное отношение петербургской знати к казакам. Петербург и Диканька, противопоставленные между собой, как чужое и холодное пространство, непонятное для обеих сторон.

В "своём" пространстве героям тепло даже в морозную ночь, они живут в гармонии с природой. А в Петербурге всё им представляется странным, неестественным. Здесь важны другие ценности, а свет (в отличие от небесного Диканьки) является искусственным. Но смелость и храбрость Вакулы удивили царицу, и она дарит ему черевички для Оксаны. Всё-таки, герой, получается, выходит победителем с чужого для него пространства.

В сборнике "Вечера на хуторе близ Диканьки" царит разговорная стихия.

Специально для этой книги Гоголь создал образ вымышленного рассказчика - пасечника Рудого (рыжего) Панька. В построении повести мы ощущаем влияние такой народной формы, как вечерниц, где издавна рассказывали какие-то истории - реальные и фантастические, пели, веселились, ухаживали, договаривались о сватовстве.

"Ночь перед Рождеством" складывается из отдельных рассказов, каждый из которых имеет свой сюжет, но они в итоге оказываются тесно связаны друг с другом.

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал! Продолжение мистических историй следует...

А верите в магию? Сталкивались с ней в реальности?