Отрывок из моей книги "Природная логопедия"
...Вот мы и дошли до самого главного – практики, т.е. как научить красиво говорить ребенка или самому исправить свои проблемы произношения?
Звуков, которые приносят проблемы с речью, не так много. Чаще всего это Р и Л, причем как твёрдые, так и мягкие их варианты. Реже это шипящие – Ж, Ш и свистящие З, С, Ц.
Хотя, должна сказать, что шипящие и свистящие, как менее заметные дефекты, у многих, казалось бы достаточно хорошо говорящих взрослых, постепенно портятся, особенно с возрастом. Это связано с тем, что внимание человека не нацелено на данную проблему, долгие годы человек привык говорить небрежно, а с возрастом, когда язык и все мышцы слабеют, начинает прикрываться наличием зубных протезов или отсутствием зубов, хотя на своем примере знаю, что протезы не могут настолько сильно повлиять на речь.
По моей методике можно научиться говорить даже при отсутствии всех зубов на одной из челюстей! Вместо зубов в этом случае используются десны, а язык становится еще более искусным. Всё дело в желании, вернее, намерении и тренировке силы языка.
Нужно ли было читать всё предыдущее, ведь казалось бы проблема решается очень просто? Ответ на этот вопрос станет понятен в процессе знакомства с упражнениями. Да, первая часть книги была необходимой теорией для воплощения данной практики.
Я всегда начинаю со звука Л, потому что только через него можно понять, как нужно использовать язык и подобраться к Р. Действенность метода апробирована много раз и работает практически у всех пациентов.
Итак, звук Л твердое будет проще прочувствовать через Л мягкое, которое говорят все. Ль не нуждается в сильном давлении языка на десны.
Пациенту нужно понять, где находится его язык в момент произношения звуков Л и Ль, в чем разница. Обычно пациент Ль говорит нормально, а вот Л уже нет. В чем причина? Звук Ль не требует плотного прижимания кончика языка к верхним деснам (ВД). Ль можно говорить широко распластанным языком, слегка прислоняя его к ВД. Если поговорить об этом с пациентом, то мы обнаружим, что такого понимания у него не было. Теперь оно появилось. Понимание и ощущение своего языка, как инструмента речи.
Далее пациенту предлагается высунуть острый кончик языка, не держа его губами. Эта задача по силам только тем, у кого с речью все хорошо. Остальным это необходимо каждый день проделывать перед зеркалом, имея ввиду, что в первые дни может ничего не получаться.
Для примера скажу, что я тренировалась шевелить левым ухом около месяца, хотя правым шевелю с детства. Этот пример для тех, кто думает, что всё от природы. Нет. Дело в намерении. Желания шевелить ухом мало. Да и зачем им шевелить? Но мне было важно проверить, смогу ли я.
Сначала я совсем не чувствовала уха. Я знала, что правое ухо чувствую хорошо, и именно поэтому оно умеет двигаться, точнее, смещаться мышцами, расположенными вокруг него. Я понимала, что моя задача – развить ощущения слева, которых не было. Я пыталась, пыталась – ощущений и сдвигов не было несколько дней, а может даже больше недели. Потом начали появляться первые слабые ощущения. Для это я напрягала всю свою волю и внимание, направляя его на левое ухо. И вот мало-помалу появились первые сдвиги, мышцы вокруг левого уха и виска начали откликаться. Это первая победа. Далее снова несколько дней было тяжело, сдвиги то были, то нет. Но через месяц упорных боев за чувствительность у меня стало получаться шевелить левым ухом почти так же хорошо, как правым. А еще через некоторое время получилось сделать это попеременно за один подход: правое-левое, правое-левое. Это было труднее, но именно такого эффекта мне изначально хотелось добиться. И я добилась.
На этом примере, наверное, становится понятно, зачем я писала все предыдущие главы. Когда есть понимание важности чувствительности и намерения, как акта и результата воли, тогда мы можем добиться результата в упражнениях по развитию речи. Только вместо уха надо тренировать язык.
Итак, тренируясь делать язык острым, мы получаем упругий сильный язык, который способен извлекать все необходимые звуки, в том числе шипящие. Боковые стенки языка сжимаются и язык приобретает вытянутую форму (колбаска) вместо привычного вялого блинчика. У языка исчезает привычка без дела валяться во рту. Пусть он будет приподнят к точке ВД и даже слегка прижат к ней, когда мы молчим. Это положение языка рекомендуют энергопрактики, чтобы контур движения энергии во рту был замкнут, и энергия не терялась. В школе это называлось «Держать язык за зубами» и конкретно означало именно такое положение, а не просто присутствие языка за зубами во рту.
Кстати, зубы при закрытом рте лучше держать разомкнутыми, чтобы не накапливалось челюстное напряжение, которое также плохо влияет на речь (см. главу «Челюстной зажим»).