Наш директор по стратегическому развитию Юлия Янелис побеседовала с начальником отдела логистики «Транссертико» Сергеем Сычевым. Они обсудили текущие тренды на рынке международных перевозок, поделились своим опытом, дали несколько рекомендаций и раскрыли «тайну года» – почему в нашей компании вопреки всем сложностям возросло количество перевозок.
Ю: У нас в гостях Сергей Сычев, который пополнит ваш багаж логистических знаний. Статистика, тарифы, проблемы и способы их решения – расскажем обо всем!
Здравствуйте, Сергей! Скажите, каким стал рынок грузоперевозок по итогам 2020 года? И что происходит с ним сейчас?
С: Добрый день, Юлия! По прошествию почти трех месяцев 2021 года могу сказать, что рынок не сильно изменился – по крайней мере, по сравнению с ноябрем-декабрем. Основные тенденции, которые наметились в то время, остаются актуальными и сейчас. Ни одна из проблем, приведшим к кризису (а как иначе назвать все то, что произошло с ценами?), никуда не делась. Все эти факторы продолжают оказывать давление на рынок, и пока неясно, когда ситуация улучшится.
Ю: Можете перечислить основные факторы?
С: Конечно. В первую очередь я имею в виду увеличенное время судозахода – оно выросло почти в два раза. Также это жесткий дефицит оборудования – повышенный спрос в Северной Америке «перетянул» все контейнеры на себя. Еще одна гигантская проблема – заторы. Даже у самых продвинутых судоходных линий, например, Hamburg Süd и Maersk, индекс исполнения расписаний составляет порядка 47%. Раньше он превышал 80%. Как видите, линии заняты другим, о четкости следования расписания они думают в последнюю очередь. Сейчас никто не может гарантировать, что груз прибудет вовремя, все сроки очень условны.
Ю: Да, все эти проблемы, к сожалению, пока не были решены. Но давайте пока возвратимся к прошлому. Как менялся рынок на протяжении прошлого года? Он был явно одним из самых противоречивых и неоднозначных за все последнее время. Что предпринимали участники ВЭД, чтобы «выжить», сохранить свои позиции?
С: В течение всего 2020 года мы наблюдали всплески популярности разных видов перевозок. В ход шла маневренность. Скажем, в конце лета-начале осени из-за проблем в Ворсино резко снизился поток грузов по прямому железнодорожному сообщению. Так как дефицита оборудования по морскому направлению еще не было, наши логисты начали «перекидывать» грузы на формат «море+ж/д». В декабре самые хорошие показатели были у прямого ж/д из Китая, чем мы не преминули воспользоваться.
Одним словом, все участники рынка учились быть начеку, быстро оценивать ситуацию и в случае необходимости менять стратегию.
Чтобы как-то обезопасить себя, минимизировать риски, многие поменяли свою бизнес-модель и начали дробить партии грузов. Эта стратегия оказалось рабочей – если вы отправляете грузы у разных перевозчиков, которые транспортируют товары разными маршрутами, есть вероятность того, что хоть какая-то партия приедет без серьезных задержек. Были и провальные стратегии – например, некоторые компании после резкого скачка тарифов затаились и решили ждать падения цен. Разумеется, так и не дождались.
Ю: Раз мы перешли к теме ставок, поделитесь с нами актуальной информацией по текущим тарифам.
С: Сейчас после декабрьского «взлета» происходит частичное снижение цен. Тарифы точно отошли от пиковых значений: если еще пару месяцев назад ставка за «море+ж/д» составляла 10 500 USD, то сейчас – примерно 8000 USD. Будет ли она продолжать уменьшаться – неизвестно. Думаю, весной она будет держаться примерно на этом же уровне, а что будет летом не может точно сказать ни один эксперт. Если спроса не будет, то линиям придется бороться за клиентов и ,соответственно, снижать ставки. В целом, все смирились с высокими тарифами. Об этом говорят и условия договоров аренды на контейнеровозы. Если раньше можно было заключить договор разово, то сейчас – только на 2-3 года.
Еще один момент – некоторые линии уже вводят так называемые пиковые надбавки. Они делают это на 4 месяца раньше времени, так как обычно их добавляют к основной цене летом в высокий сезон. В среднем, сумма надбавки доходит до 1000 USD.
Ю: Сергей, несмотря на все трудности, нашей компании удалось увеличить количество перевозок на целых 30%. Как вы можете объяснить этот парадокс?
C: Зайду на территорию маркетинга – многие клиенты решили активнее искать варианты с перевозками и перестали держаться за старых поставщиков. Главное для них – найти выгодные условия. Найти компанию, которая даст какие-то гарантии. Серьезной проблемой для клиентов стало отсутствие обратной связи. Их вообще не информировали, что с происходит с грузами, где они и когда будет доставлены. В нашей компании очень клиентоориентированный сервис – мы постоянно держим заказчика в курсе всего, что происходит с его товаром, и, конечно, стараемся по возможности оперативно доставить груз. Для этого мы не только выбираем самый подходящий маршрут, но и в случае необходимости максимально быстро заменяем его на другой.
Вообще, одним из немногих положительных моментов 2020 стало то, что представители бизнеса начали концентрироваться на точках роста и перестали «распыляться», стараясь делать все своими силами. Им стало очевидно, что приоритеты должны быть другими – в рамках логистики важно смотреть на скорость, качество, обратную связь, экспертность. Важно найти специалистов, которые предлагают конкретные решения и позволяют клиентам высвободить время для развития бизнеса, а сами берут на себя вопрос грузоперевозок.
Ю: Сергей какие советы вы могли быть дать клиентам?
С: Во-первых, дробите товарные партии. Повторюсь: это позволит минимизировать риски,так как какой-то из грузов наверняка приедет вовремя. Вторая рекомендация – не просите перевозчиков фиксировать цены на месяц. Если тарифы взлетят, то транспортная компания в любом случае не повезет товар в убыток себе и все равно поднимет цену. Если же тарифы уменьшатся, то это сработает в пользу перевозчика,а клиент переплатит лишние деньги. И ,наконец, третий совет – тратьте время на развитие своего бизнеса, достигайте новых вершин, а логистику доверяйте профессионалам.
Ю: Спасибо за продуктивный разговор!
С: И вам спасибо!
Если вам нужно быстро привезти и растаможить товар, – обращайтесь к экспертам «Транссертико»! Пишите на почту partner@dtod.ru, звоните по телефону +7(495) 172-68-75 или оставляйте заявку на сайте www.dtod.ru .